Изменение убеждений с помощью НЛП: фокусы языка, работа, техники

НЛП. Фокусы языка. Структура и Критерии «правильного» убеждения

Доброго времени суток. После публикации поста: НЛП: Магия языка. Убеждения. Четырнадцать Трансформационных фокусов языка”, я получал вопросы о возможности практического применении описанных фокусов, а так же о том, что не всё из этой “стены текста” было понятно. Поэтому я решил внепланово и дополнительно выложить чуть более простую для понимая статью.

Фокусы языка (они же раскрутки) – одна из самых интересных и захватывающих речевых моделей в НЛП. Изменение убеждений просто при помощи фраз, вставленных в разговор. Но при этом, сама модель раскруток как была придумана 20 лет назад Робертом Дилтсом, так и оставалась в виде 14 паттернов. Но паттерны – это шаблоны действия, которые не сообщают об общих принципах структуре. А для полноты картины хочется иметь и более общее, и частное представления. В результате, в последнее время начали появляться различные идеи относительно того, как можно думать о раскрутках по-другому.

Исторически сложилось так, что паттерны разговорного рефрейминга стали называться “фокусами языка”. Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн разработали их, собирая паттерны, входящие в число речевых паттернов Ричарда Бендлера.

М. Холл. Б. Боденхаммер. “Высшая магия НЛП”

Немного о самом слове “раскрутки”. Оригинальное английское выражение: sleight of mouth. На русский адекватно перевести сложно, так как здесь так любимая НЛПерами игра слов и ассоциаций. Есть такое английское выражение sleight of hand: ловкость рук. Sleight of mouth – ссылка на эту самую ловкость рук и прямой перевод: ловкость языка. По-русски вызывает несколько эротические ассоциации. Поэтому переводчики долго бились, предлагая разные конструкции: «фокусы языка», «словесная эквилибристика», «раскрутки» и проч. Прижились «раскрутки» и «фокусы языка», так что эти термины будут использованы как синонимы.

Хотя скорее получается, что «фокусы языка» – это паттерны мышления, а «раскрутки» – это паттерны мышления, применённые к убеждения. С целью это убеждение изменить.

Итак, что за раскрутки, они же фокусы языка, и зачем они нужны? Есть такие штуки – убеждения. Это правила жизни человека. Правила у каждого свои. И собственно то, как человек ведёт себя в мире, что для него важно, а что нет, что он себе запрещает, а что позволяет – всё это определяется этими самыми убеждениями. Ну и как водится, наряду с полезными, толковыми, восхитительными и полезными, среди этих правил попадаются на редкость дурацкие, просто тупые, совершенно бесполезные, сильно мешающие и восхитительно идиотские. Возникает естественное желание научиться их изменять и желательно быстро.

Вот раскрутки – это набор речевых стратегий (паттернов) именно для этого самого быстрого изменения. Их можно быстро и эффективно применять и в переговорах, и в терапии, и для утилизации вредного клиента. И наверно это один из самых употребимых инструментов, и не только у НЛПеров. Раскрутки ведь можно применять как для того, чтобы “разломать” ограничивающее убеждение, так и для того, чтобы закрепить расширяющее. Вполне универсальный инструмент.

Ценности и убеждения

Давайте немного уточним, что такое – ценности и убеждения

Ценность – это что-то важное для нас. Более научно – категория предметов, которые для нас важны. Убеждения же описывают, что с этой категорией делать. Так как категория обычно вещь довольно общая, то и убеждения тоже довольно большие обобщения. Правила жизни.

– Нельзя объять необъятное.

– Всё в конце концов будет хорошо.

– Рак приводит к смерти.

– Для успеха нужно много работать.

Так что же описывают убеждения, какие правила?

Во-первых, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Это так называемые убеждения о причине-следствии. Например, ценность «популярность».

Причина: – Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать.

Следствие: – Популярность приводит к потере здравого смысла.

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы, это так называемые убеждения о комплексном эквиваленте. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?), определении (что это такое?), свойствах (каковы свойства этой категории?) и несколько отдельная группа убеждений о том, что в эту категорию входит.

Критерии: – Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен.

Определение: – Популярность – это когда ты находишься в центре внимания.

Свойства: – Популярные люди обычно заносчивы, глупы и не дальновидны, хотя и известны.

Отнесение к категории: – Жванецкий – популярный сатирик.

Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» – убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится».

Давайте ещё раз вспомним какие есть фокусы языка:

Паттерны фокусов языка по Роберту Дилтсу

Переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.

Внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.

Изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

Обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

Поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.

7. Изменение размера фрейма

Переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временнoго фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

8. Другой результат

Переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.

Переоценка (или укрепление) убеждений с позиции другой модели мира.

10. Стратегия реальности

Переоценка (или укрепление) убеждений, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

11. Противоположный пример

Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением.

12. Иерархия критериев

Переоценка (или укрепление) убеждений согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

13. Применение к себе

Оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста – создание убеждения относительно убеждения.

Паттерны – это красиво и хорошо, но их много и запомнить сложно. Хочется упростить, например заметить закономерности и постараться свести к гораздо меньшему числу принципов. Желательно, уже знакомых. Для начала разберёмся с тем, как сделать работающую раскрутку.

Критерии «правильного» убеждения

Но почему человек меняет убеждение? Да, мы меняем взгляд на ситуацию – но в одном случае это приводит к изменению убеждения, в других – нет. Так как именно сконструировать работающую раскрутку?

Убеждение, как «правило жизни», должно соответствовать нескольким критериям:

Соответственно, если мы покажем, что оно эти критерии нарушает или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

Ну а теперь подробнее про критерии.

Истинность предполагает, что убеждение правильно описывает реальность – не противоречит другим убеждениям, подтверждается «фактами». В карте этого человека.

Правда, тут есть одна хитрая штука – убеждения обладают сволочным свойством работать как фильтры восприятия. То есть человек начинает замечать и интерпретировать события в соответствии со своими убеждениями. А если не получается – начинает сам организовывать события так, чтобы они убеждениям соответствовали. Например, если мужчина верит, что «все женщины стервы» – то он будет себе подбирать именно стерв (чтобы это для него не обозначало). А если они ведут себя недостаточно стервозно – провоцировать их на более стервозное поведение. А если не ведутся – он найдёт способ оценить их поведение как «стервозное».

Наиболее простым, но при этом зачастую одним из наиболее эффективных способов, можно считать поиск исключений из общего правила, описываемого убеждением («Контекст применения»). Например, можно даже не стараться самому, а предложить Клиенту самому найти эти исключение:

– Много денег честно заработать невозможно.

– Знаете ли Вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?

Можно не прямо просить Клиента найти исключение, а спровоцировать его на это.

– Я никому не нужна.

– Зачем тебе меняться – прими себя такой, какая ты есть на самом деле.

Естественно, вариант исключения может предложить и Оператор. Он может прямо обратить внимание на несоответствие убеждения реальности:

– Меня никто не любит.

– Ну почему же – психологи любят таких клиентов.

Сослаться на авторитетное мнение:

– А по проведённым исследованиям в блондинки оказались даже умнее курящих шатенок, которые вроде как считаются самыми умными.

Так же он может сообщить о своём опыте, опыте знакомых, научно подтверждённых данных или о том, что “известно, что…”. Понятно, что предлагаемый вариант должен попадать в карту Клиента. При чём исключение может касаться только одного из возможных прочтений его убеждения или представлений. Например, для предложенных ниже вариантов раскрутки убеждения “много денег честно заработать невозможно” строятся на неопределённости местоимения “много”, а так же неопределённость по людям, месту, времени и т.д.

– Много денег честно заработать невозможно.

– А как же известные артисты или художники – вы считаете что они эти деньги своровали?

Естественно, можно не разукрупнять, а наоборот, укрупнять контекст:

– Много денег честно заработать невозможно.

– Ни в одной стране за все времена ни один человек не заработал денег честно?

Контекст можно сделать откровенно гротескным:

– Я не могу заставить мужчину быть откровенным со мной.

– О, это очень просто! Для этого достаточно его привязать к батарее и первая же иголка, загнанная под его ногти, сделает его максимально откровенным. Так же неплохо работает утюг, поставленный на какое-нибудь нежное место. Поверь, практически сразу после включения утюга в сеть, мужчина расскажет тебе всё, что ты хотела бы от него услышать. И даже больше.

В этом примере использовано множественность смысла глагола “мочь”. Клиент, вероятнее всего, имеет в виду моральную возможность или наличие эффективных поведенческих паттернов, Оператор – физическую возможность. К тому же здесь обыгрываются различные смыслы глагола «заставить».

Можно начать сомневаться в авторе или источнике этого убеждения: «Учёные установили? Какие, британские?» Так же можно оспорить факты, на основе которых сделан вывод: «Ты считаешь, что два примера достаточно?» Или показать, что на основе этих фактов можно сделать другое вывод: «А я бы предположил, что ты просто ещё не встретил подходящую тебе женщину».

Это всё различные варианты «Причины»

Так же можно показать противоречивость убеждения, применив правило к нему самому.

– Вы нелогичны, так как получается, что вы сейчас солгали.

Ещё один вариант – применить убеждение к самому человеку или близким ему людям.

– Да как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

А это варианты «Применения к себе».

Ещё один важный критерий работающего убеждения – полезность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции.

– Я неспособен быть счастливым.

– Если вы действительно хотите быть счастливым, то вам стоит думать о счастье по-другому.

– У меня не получается создать долгосрочные отношения ни с одной женщиной.

– Ну если ты действительно хочешь долгосрочных отношений, наверно стоит как раз думать, что ты на это способен – так получится с большей вероятностью.

На полезность как раз ориентированы раскрутки, работающие с целью – «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат». То есть мы либо показываем не полезность данного убеждения, либо предлагаем более полезное (эффективное, работоспособное).

Можно намекнуть, что использование данного убеждения имеет под собой «аморальное» основание – делается намёк, что человек на самом деле преследует совершенно другие, при этом весьма «нехорошие», цели.

– Семья – это рабство.

– Чтобы так думать, нужно иметь очень извращённое представление о людях.

– Состоявшемуся мужчине должно быть больше сорока лет.

Читайте также:  Лечение панических атак гипнозом

– Ты об этом думаешь при беседе с любым мужчиной, или только если оцениваешь, подходит он тебе в содержатели или нет?

– Замуж можно только один раз и по любви.

– Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.

– Без денег невозможно быть счастливым

– Видимо для вас победа – это проигрыш вашего оппонента.

Можно предложить более важную цель (ценность, критерий) Здесь предполагается, что стремление к более важной цели или ценности будет более эффективно (полезно, важно и т.д.).

– Семья – это рабство.

– Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

Это довольно просто – приемлемость последствий использования убеждения. Соответственно, если убеждение неэкологично, или можно предложить более экологичное убеждение.

– Семья – это рабство.

– Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.

– Меня никто не любит.

– Это хорошее убеждения для избегания отношений.

– Трудно найти хорошую работу.

– Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.

Но можно фокусироваться и на хороших последствиях или на отсутствии плохих. Это хорошо подходит к убеждениям с «должен», «обязан», «вынужден» и «не могу»:

Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».

– Я должен много работать?

– Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?

Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями, убеждениями или моральными принципами.

– У меня не хватает времени на семью.

– Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.

С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция): трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки – животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение): два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.

Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, – или увеличить какую-то часть убеждения.

– Только тяжелый труд может привести к успеху.

– То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?

– Жена должна слушаться мужа.

– Тебя возбуждают безвольные женщины?

Или перейти к ценности более высокого уровня:

– Любовь делает людей зависимыми.

– Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?

Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень – например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.

– Я не умею говорить красиво.

– То есть вы – человек, который не умеет разговаривать?

– Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?

При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, – при работе с диапазоном (сужение). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция)

– Успех – это удача.

– Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!

Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:

– Успех – это удача.

– Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия – сдвиг “по горизонтали”, искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция).

– Не на что надеяться.

– Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.

Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.

– В трудные времена нужно себе во всём отказывать.

– Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.

Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция):

– Семья – это рабство!

– Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:

– Семья – это рабство.

– Шикарное ограничивающее убеждение!

Или выяснение внутреннего представления:

– Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?

Анализ структуры убеждения:

– Её непоследовательность раздражает меня

– Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Использована статья – ФОКУСЫ ЯЗЫКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД (Александр Любимов) 2012год

Как менять убеждения и ценности с помощью НЛП

Люди воспринимают действительность через призму внутренних, субъективных ценностей. Они не всегда положительны и полезны для жизни. Изменение убеждений с помощью НЛП позволяет перестроить систему взглядов. В результате человека удастся направить на поступательное и позитивное развитие.

Как действует НЛП

Нейролингвистическое программирование — техники изменения мышления и поведения с помощью методик копирования особенностей речи, мимики, движений рук, глаз, языка тела людей, имеющих определённый успех в обществе.

В основе НЛП лежит тезис о том, что успешные люди обладают определённым набором внешних и внутренних свойств, которые обеспечили достижение успеха. Их выявление, изучение и моделирование позволяет помочь себе и другим людям в достижении аналогичных целей.

Что такое убеждения

Убеждения — это устойчивая система взглядов, представлений о мире, жизни, событиях, окружающих людях, самом себе. Эти взгляды и представления основаны на приобретённых знаниях, жизненном опыте, вере, отношениях к чему-либо, желаниях и идеях.

Из убеждений, в тесной взаимосвязи с ними формируются личностные ценности. Ценность — это важность, значимость, полезность и польза чего-либо для личности.

Благополучие жизни во многом зависит от системы субъективных взглядов и ценностных ориентиров. Если они соответствуют системе ценностей социума, где живёт личность, ей гораздо проще достичь успеха, гармонично интегрироваться в существующую систему, занять заслуженное место в обществе. Если же убеждения противоречат ценностным ориентирам социума, личность сталкивается с множеством трудностей, совершает «ошибки» на своём жизненном пути.

Убеждения необходимы для адекватного восприятия действительности. Люди не могут ко всему вокруг постоянно относиться критически. Опыт и знания, с которыми они уже столкнулись, становятся убеждениями, чтобы, столкнувшись с этим опытом и знаниями в следующий раз, человек не строил новых представлений, а основывался на уже существующей системе представлений и взглядов на окружающую действительность.

Главное назначение убеждений в том, что они позволяют экономить время и ресурсы в условиях быстротечности жизни.

У убеждений можно выделить два основных минуса:

В отличие от мышления, которое способно к постоянной трансформации, убеждения не могут быть подвижными. Они крепко закрепляются в сознании. Отказаться или перестроить их проблематично и сложно.

Любое убеждение основывается на личных знаниях и опыте, что часто противоречит объективной действительности. Субъективные представления и ценности не позволяют адекватно воспринимать происходящие события и явления.

Убеждения как помогают, так и вредят. Всё зависит от их наполнения и соотношения с правилами, принятыми в социуме.

Умение работать с системой взглядов и ценностей, т. е. способность трансформировать и видоизменять их, позволяет корректировать жизнь в целом.

Как менять убеждения методами НЛП

Наши убеждения формируют большое количество запретов/разрешений в повседневной жизни, постановке задач, взаимоотношениях с людьми. Устоявшаяся система ценностей не позволяет гибко реагировать на изменяющийся мир с целью решения актуальных жизненных задач.

НЛП, ориентированное на достижение целей и практическое воплощение навыков других людей, позволяет эффективно видоизменять и корректировать внутренние установки личности.

Изменение убеждений с помощью НЛП позволяет добиваться следующих целей:

  1. Открыть скрытые личностные таланты.
  2. Достичь успеха в различных сферах деятельности.
  3. Повысить коммуникативные способности.
  4. Наладить профессиональную, личную, творческую жизнь.

Разновидности убеждений в НЛП

Практики НЛП выделяют 2 вида убеждений:

Глубинные установки заложены в детском возрасте, в процессе воспитания. Негативное влияние на жизнь оказывают убеждения, выражающиеся в форме всевозможных фобий, комплексов, страхов. Ограничительные убеждения заложены в подсознании человека, о них он даже не подозревает. Такая система взглядов выражается в выражениях: «я не смогу», «не умею», «не научусь», «это не мой уровень», «я недостоин» и т. д.

Ключевую модель изменения убеждений с помощью программирования разработал психолог из США Роберт Дилтс.

Этапы корректировки установок

Модель Роберта Дилтса подразумевает следующие этапы изменения системы ценностей личности:

  1. Сбор информации. Точное выявление всех разрушающих убеждений и мешающих ценностных установок осуществляется с помощью анализа жизни человека и проведения опроса с использованием вопросительных фраз — «что тебя беспокоит?», «что мешает?», «что расстраивает больше всего в жизни сейчас?».
  2. Выявленные убеждения ставятся под сомнения. Пережитый опыт ошибочен, как результат неверны и сделанные выводы. Вопросительные фразы трансформируются в восклицательные высказывания положительной окраски — «я смогу!», «всё будет хорошо!». Так появляется новая система взглядов.
  3. Проверка новых убеждений. Оценивается отношение и поведение личности в определённых условиях.

Техники НЛП для изменения системы ценностей:

  1. Копирование. Перенесение на себя необходимых внешних и внутренних черт успешного человека. К ним относятся одежда, мимика, речь, движения, отношение к определённым явлениям.
  2. Манипулирование. Техника трёх «да».
  3. Расслабление и отвлечение.

Пример работы с убеждениями

Представим ситуацию: человек хочет получить высокооплачиваемую работу в сфере финансов. В этой среде успешные люди: следят за своей внешностью (лицо, причёска, фигура), хорошо одеваются, умеют сочетать одежду и обувь, умеют находить контакт с людьми, грамотно разговаривают и следят за языком жестов, позитивны, открыты всему новому, настроены на постоянное обучение.

Человек, чтобы повысить шансы на успех, должен выявить эти «фокусы», перенять и освоить нужные характеристики. Но ему мешают внутренние разрушающие установки, которые были заложены в детстве или приобретались в течение жизни.

К ним могут относиться:

  1. Нужно одеваться в простую одежду. Костюм — это неудобно, вычурно и пафосно.
  2. За своей внешностью следят только женщины, это не украшает мужчину. Его украшают шрамы.
  3. Нельзя навязываться другим людям: ты со своей «ерундой» людям неинтересен.
  4. Жизнь сложная штука, позитивно мыслят только глупцы или те, кому повезло.
  5. Мне своих сложностей хватает, зачем ещё, чем-то загружать голову.

Таких укоренившихся взглядов встречается огромное количество.

Чтобы сместить фокус своего отношения к явлениям и событиям, изменить свою систему взглядов, нужно понять, почему сложились разрушающие убеждения.

Так, отношение к одежде и внешности сформировано в детстве под влиянием воспитания. Семья была бедной и всё, что было недоступно родителями, позиционировалось негативно. Таким способом семья защищалась от отрицательного влияния внешних факторов.

Плохая финансовая и социальная ситуация в семье сформировала комплекс неуверенности, неполноценности, что отразилось на коммуникации. Человек перестал искать новых знакомств, считая себя неинтересным. Это отразилось на нежелании развиваться и учиться. Человек сфокусирован на своих проблемах, а не на вариантах их решения.

Все эти аспекты разъясняются. Приводятся примеры из жизни, которые опровергают негативные установки, доказывают ошибочность сформированных ранее суждений и выводов. Разъясняются все причины.

Поэтапно, посредством предоставления нужной информации, проигрывания определённых ролей, формируются новые убеждения, которые вписываются в представления об успешной личности. Костюм становится удобным, он придаёт уверенности, как и аккуратная причёска и внешность. Новое окружение интересных людей перестраивает мышление, заставляет интересоваться новой полезной информацией.

Изменение убеждений с помощью НЛП фокусы языка работа техники

Принцип работы

Человеческие мысли отражают восприятие окружающего мира. Сознание характеризует их как отдельные образы, имеющие определенный смысл. Такое содержание мыслей имеет вербальный характер. Мысли человека зависят от множества внешних факторов.

Наиболее простой пример – речь человека, информация, которую он хочет донести до собеседника. Охватывание информации, ее визуализация и соответствующая реакция – это и есть признак воздействия НЛП. Различные фокусы способны воздействовать, как на убеждения, так и на привычки.

Изменение убеждений с помощью НЛП легко проверить самостоятельно. Простой пример – человеку предстоит определенное дело, которое не доставляет ему удовольствия. Чтобы изменить свое отношение к необходимому занятию, достаточно взять два листа бумаги и фломастеры. На одном листе рисуется дерево, олицетворяющее все негативное ощущение при воспоминании о ненавистном деле.

Читайте также:  Гипноз разговорный: НЛП слова ловушки, фокусы языка, технологии

Структура

На следующих занятиях будем разбираться со всем этим более подробно.

Природа убеждений

Воздействие языка нейролингвистического программирования на убеждения человека – это такой же способ воздействия, как и сформированные личные представления о прочитанной книге. Информация, поступающая из внешнего мира, анализируется и распределяется в сознании и подсознании человека. Работа головного мозга воспринимает ее в качестве сигналов, которые в совокупности определяют характер убеждений.

Оказание влияния с помощью НЛП имеет силу только в случае соответствия убеждениям. И человек сталкивается с этим в любой сфере своей жизнедеятельности:

  • на профессиональном поприще;
  • в развитии отношений с близкими;
  • в религии;
  • в политике.

Изменение убеждений происходит и с возрастом. То, во что мы верили в детстве, с возрастом воспринимается как малозначимое и даже смешное.

Все это может иметь определенное значение для морального устоя. Некоторая информация может показаться несовместимой с принятыми нормами. И сформированные ранее убеждения остается просто заменить. С применением НЛП, языка внушения информации в подсознание это становится реальным.

Методы убеждения НЛП применяются в политике и религии

Знакомые модели

Модель SCORE

Причины: история создания убеждения – как, по какому поводу появилось.

Симптомы – внешние признаки текущего состояния – удобно разделить на само убеждение и на контекст его применения.

Результат переименуем в цель, просто для сохранения терминологии.

Эффекты так и останутся эффектами.

Ресурсы у нас уже заданы – это способы воздействия. В их роли выступают

Способы мышления

Укрупнение, разукрупнение, аналогия, к которым мы добавим «взгляд» из мета-позиции — это наши способы изменения информации, способы воздействия.

Логические уровни

Мозг человека организован по многоуровневой системе. Часть уровней отвечает за обработку информации. Другая – за ее хранение. Работа такой системы позволяет нам мыслить. Понять, как устроено человеческое сознание, можно с помощью логических уровней, используемых в психологической практике:

  1. Внешнее окружение и сдерживающие факторы.
  2. Взаимодействие поведения с окружением.
  3. Определение поведения стратегиями, созданными полученными ранее навыками.
  4. Формирование навыков системами убеждений.
  5. Организация убеждений по идентичности.

Все это может себе представить в виде примеров любой человек, активно работающий над общением, совершенствованием или связанный с обучением. С помощью этих уровней можно проанализировать собственное поведение и эмоциональное состояние в зависимости от полученных убеждений.

Логические уровни НЛП

Понимание

И в этой модели понятны механизмы работы — цели воздействия, почему такая фраза мотивирует человека изменить или создать убеждение, и, естественно, как именно конструировать фокусы языка.

Полагаем, что убеждение должно соответствовать трем критериям:

  • правильности — убеждение истинно;
  • эффективности — убеждение успешно помогает достигать цели;
  • приемлемости — последствия использования убеждения приемлемы.

Соответственно, если мы хотим изменить убеждение, нам достаточно показать, что оно

  • ложно
  • неэффективно
  • имеет неприемлемые последствия.

Примеры

Рассматривать систему логических убеждений наиболее эффективно с помощью созданных проектов и последствий. Примером может послужить долгая кропотливая работа человека над каким-либо проектом. По его окончанию начальство выражает свое мнение насчет успешности завершенного дела:

  1. «Результат нельзя назвать удачным. Но ты не виноват. Тебе помешал недостаток информации», — такой ответ руководства указывает на то, что проблема не в самих навыках человека, а в плохих условиях, т.е. внешних факторах.
  2. «Твоя работа неудачна», — работник ощущает ответственность за собственные недоработки.
  3. «Общая картина благоприятная, но вот с экономическими расчетами – результат плохой» — уровень способностей, указывающий на недостатки человека только в определенном направлении его деятельности.
  4. «Результат не так важен. Главное, что ты старался», -уровень ценностей. Это указывает на убеждения о том, что отдельные качества работника создают хорошее представление о нем.
  5. «Ты плохой работник», — характеризует идентичность убеждений. Несмотря на определенный уровень способностей в какой-то сфере, представление о нем неверное.

Каждый логический уровень человеческого сознания определяет характер полученной от собеседника информации, как положительный, так и отрицательный, что может формировать определенные представления об имеющихся навыках или же представлениях человека.

Основные этапы

Особенности техники убеждений состоят в необходимости работы над собственным сознанием. Всего специалисты выделяют 3 этапа такой работы:

  1. Подготовительный. Смена убеждений может быть вызвана прогнозируемой пользой.
  2. Изменение. Используются техники субмодальности. Т.е. человек представляет старое и новое убеждение в виде образов (картинки, фильмы и т.д.). Не нужные следует отодвинуть на задний план. Новые – приблизить и сделать четкими.
  3. Проверка. С помощью такой техники определяется изменение поведения.

Специалисты, поддерживающие эффективность применения НЛП, утверждают, что изменять полученные представления никогда не поздно. Такие действия могут наблюдаться в любом осознанном возрасте. Как и приобретение новых навыков, это зависит от имеющихся целей и организации путей к их достижению. Если разбить их на определенные этапы, будет легче принять правильные решения.

Модель НЛП:: Убеждение

Убеждение обычно требует подтверждения в опыте.

Убеждения тесно связаны ещё с двумя важными понятиями: ценностями и критериями.

Ценности – это важные для нас вещи в этом мире, наши внутренние цели.

Ценность обычно описывается номинализацией или прилагательным с номинализацией: счастье, настоящая любовь, искренность, полное спокойствие, долг, счастливая семья.
Ценности условно можно разделить на эмоциональные, связанных с переживаниями: счастье, радость, удовольствие, – и концептуальные: патриотизм, семья, равенство, справедливость.

Антиценности – это вещи, которые мы не хотим иметь: смерть, болезнь, опасность, предательство.

Критерии – это стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения. Например: интересный мужчина – умный, начитанный, выше метр девяносто. В этой фразе «умный, начитанный, выше метр девяносто» – критерии.

Критерием может быть как реализация ценности низшего уровня (умный, начитанный), так и сенсорно измеряемый (выше метр девяносто). В последнем случае говорят о сенсорных критериях.

Вера, в отличие от убеждения, не требует подтверждения в опыте и является более «иррациональной». Поэтому вера обычно касается «непроверяемых» вещей: вера в светлое будущее, вера в бога, вера, что всё в конце концов будет хорошо, вера в смысл жизни и т.д.

Структура убеждений

Убеждения условно можно разделить на две группы:

«правила жизни» – что как устроено;
«отнесение к категории» – что чем является.

Убеждение
о причине сообщает, что нужно сделать для достижения ценности;
о следствии – что произойдёт после достижения ценности;
о критериях – что должно произойти, чтобы можно было решить, что ценность удовлетворена;
определение – чем является эта ценность;
отнесение к категории – к какой категории объект относится.

Правила жизни

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями». Ценность – это категория вещей, которые для нас важны. Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

– Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]

– Деньги – признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]

– Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]

– Свобода – это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».

Причина : «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие : «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности – одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:

– Я должен много работать.

– Он вынужден стараться.

– Я не могу опаздывать.

Просто в этих убеждения обычно «потеряна» вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).

– Для повышения по службе я должен много работать.

– Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.

– Я не могу опаздывать – за опоздания могут уволить.

В метамодели для восстановления полной формы убеждений этого типа используется реакция на паттерн «модальный глагол долженствования или необходимости».

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).

Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. Только по фразе понять, о всех ли критериях сказал человек не получится – нужно дополнительно собирать информацию.

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь – это счастье», «правда – это необходимость», и так далее.

«Отнесение к категории»

Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится. То есть для каких «вещей» какие правила выполнены (или не выполнены).

Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она – красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» – убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «я – гений», «он – идиот», «я – мотогонщик».

– Петров – успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены» ]

– «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины» ]

– Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья» ]

– Здоровье – это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно» ]

Полная форма для убеждений этого типа должна включать обоснование, почему «А входит в категорию Б» – обычно это сообщение об удовлетворении критерия: «Петров – успешный бизнесмен, так как у него состояние в миллион долларов».

Идентичность

Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности : «Я – хороший пловец».

Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:
– Я – хороший пловец, так как много тренировался. [причина ]
– Я – хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие ]
– Я – хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии ]
– Я – хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение ]
Но в реальности часто всё не совсем так – и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Ограничивающие убеждения жить «мешают» , поддерживающие – «помогают».

Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть расширяющим (полезным) и ограничивающим (вредным). Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Есть некоторые типы убеждений, которые чаще всего оказываются вредными (ограничивающими).

Безнадёжность

Убеждённость в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

– Никто не может быть полностью счастлив.

– В этой стране невозможно быть свободным.

– Люди не могут не лгать.

Беспомощность

Убеждённость в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь её.

– Я уже не в том возрасте, чтобы начинать свой бизнес.

– Некоторые могут радоваться жизни, а я – нет.

– Я не способен контролировать себя.

Никчёмность

Убеждённость в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

– Я недостоин тебя.

– Я не заслужил быть счастливым.

– Я недостаточно хорош для этой должности.

Зависимость

Убеждённость в том, что цель можно достигнуть только с чьей-то помощью.

– Ты будешь счастлива только со мной.

– Только в нашей фирме вы сможете реализовать свой потенциал.

– Только наше лекарство поможет вам вылечить рак.

Субъективное представление убеждения

Субъективно убеждение имеет сенсорное представление: визуальная картинка, звук, ощущение. Фраза, которую человек произносит, просто служит для описания этого субъективного представления.

Для каждого убеждения есть суммарная репрезентация – субъективное представление самого убеждения, – и база – набор событий, подтверждающих это убеждение.

Читайте также:  Значение туза в гадании: значение бубнового, туз пик, туз бубен, туз треф

Способы изменения убеждений

В определённом смысле, в большинстве интервенций приходится работать с убеждениями. Но можно выделить несколько паттернов, специализированных под это.

Изменение убеждений с помощью НЛП: фокусы языка, работа, техники

Effective Presentation Skills

ISBN 0–916990–31–1 (англ.) © 1994 by Meta Publication

© Перевод на русский язык, Н. А. Мигаловская, 2002

ISBN 5–94723–100-Х © Издательский дом «Питер», 2002

Презентация в стиле NLP

Книга одного из ведущих специалистов в области нейро-лингвистического программирования (NLP или НЛП) Роберта Дилтса «Навыки эффективной презентации» предназначена для нескольких категорий читателей:

– для тех, кто занимается бизнесом и использует презентацию как инструмент маркетинга;

– для преподавателей, в деятельности которых презентация является способом передачи знаний;

– для бизнес-тренеров, которым приходится обучать других взаимодействию с аудиторией и эффективному проведению презентаций.

Кроме того, книга адресована топ-менеджерам и менеджерам, увлеченным идеями Питера Сенге о создании гибкой, быстро развивающейся компании. В своей книге «Пятая дисциплина» Питер Сенге назвал ее «обучающаяся организация». Он обращает внимание на то, что современные рынки очень быстро меняются. В этой острой конкурентной борьбе побеждают те компании, которые способны гибко реагировать и изменяться вслед за рынком. Постоянное обучение компании – один из способов ее адаптации к быстро изменяющимся внешним обстоятельствам.

В условиях России, когда быстро изменяются не только рынки, но и правила игры на них, гибкость и способность реагировать на изменения являются не только факторами успеха в конкурентной борьбе, но и условиями стратегической устойчивости и жизнеспособности компании.

Одним из важнейших условий формирования у компании гибкости и способности быстро меняться является скорость и качество передачи информации внутри компании. Иными словами, это вопрос о том, как быстро и качественно могут обмениваться информацией между собой различные уровни управления, подразделения, а в конечном счете – люди, работающие в компании.

Презентация как раз является одним из тех средств, которые позволяют осуществлять быстрый и качественный обмен информацией. Процесс презентации описан Робертом Дилтсом в терминах нейро-лингвистического программирования (НЛП).

НЛП – это социально-экономическая и гуманитарная технология, а также междисциплинарный язык описания. Если объяснять, что это такое, без специальных терминов, а при помощи примеров и сравнений, то ближайшим «родственником» НЛП среди междисциплинарных языков описания является математика. Язык математики позволяет создавать эффективные модели в области применения таких дисциплин, как физика, химия, астрономия и т. д. А людям, которые владеют этим языком, легко вникать в новые предметные области, обмениваться информацией и обучать других людей.

Язык НЛП позволяет в единой системе терминов описывать различные процессы, происходящие в таких областях, как маркетинг, менеджмент, психология, педагогика и т. д. Он приводит «к единому знаменателю» знания из различных гуманитарных областей, что открывает новые возможности для их интеграции.

Описания на языке НЛП превращаются в систему алгоритмов и приемов, т. е. в НЛП-технологию. Описание различных бизнес-процессов (в данном случае презентации) на едином языке позволяет создавать эффективные способы интеграции различных маркетинговых и управленческих процессов. Интеграция, в свою очередь, позволяет сотрудникам и подразделениям компании быстро и качественно взаимодействовать.

Один из первых шагов на пути к быстро развивающейся компании – презентация в стиле НЛП.

М. Гринфельд, бизнес-консультант, Координатор Совета Тренеров НЛП

Эта книга посвящается Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру, которые первые познакомили меня с искусством и удовольствием презентации, и Тодду Эпштейну, который помог мне превратить это искусство в науку.

Я хочу выразить огромную признательность моему коллеге Джино Бониссоне, который внес большой вклад в методологию инструктирования, описанную в этой книге, и поддерживал проект, послуживший материалом для ее создания.

Я также хочу поблагодарить Иванну Гасперини за ее неоценимый теоретический и практический вклад и за ее поддержку.

Я хочу сказать «спасибо» Пауло Денуччи и многим, многим людям из «Государственной железной дороги Италии», которые так серьезно отнеслись к своей миссии стать «обучающейся организацией».

Множество благодарностей Майклу Полларду, который так прилежно работал вместе со мной над этим и другими проектами, чтобы помочь мне выразить мое видение.

Содержание этой книги родилось из семинаров, организованных для «Государственной железной дороги Италии» как часть программы, имеющей целью превратить эту компанию в «обучающуюся организацию». Эти семинары состояли из следующих четырех курсов, которые вместе образовывали программу обучения тренеров.

1. Навыки коммуникации и отношений для ведущих презентации.

2. Навыки коммуникации и отношений для инструкторов.

3. Навыки коммуникации и отношений для тренеров.

4. Навыки оценки и стратегии для тренеров.

Материалы данной книги взяты из пособий для первого из упомянутых курсов, который предполагал развитие навыков коммуникации и отношений, необходимых для того, чтобы стать эффективным ведущим презентации. Читатели, знакомые с моей книгой «Навыки будущего» (Skills for the Future), заметят здесь определенные повторы в описании концепций и процессов, но я полагаю такую избыточность нелишней, поскольку эти повторы помогут обогатить ваше понимание материала и позволят с большей легкостью использовать предложенные модели и навыки.

Эта книга состоит из двенадцати глав, посвященных различным ключевым аспектам управления коммуникацией и отношениями в контексте презентации. Главы объединены в три части, в каждой из которых описаны базовые измерения организации, оценки и проведения эффективной презентации.

Книга построена таким образом, чтобы максимально возможным образом поддержать аксиомы, принципы и методы обучения и презентации, на которых она основывается. Каждая глава начинается с краткого изложения ее содержания, включая основные задачи и названия составляющих ее разделов. Каждый раздел содержит основной теоретический материал и/или обучающие упражнения и резюме в форме «раскадровки» и «основных положений». В «раскадровке» выделены основные идеи и понятия раздела, так чтобы их как можно легче было использовать во время обучения или презентации. «Основные положения» содержат ключевые идеи и понятия раздела. В них кратко повторяются задачи обучения на микроуровне в наиболее простой и доступной форме.

Такая структура дает читателю возможность быстро ознакомиться с содержанием данного раздела и, если он не представляет для него интереса или содержит уже знакомый материал, двигаться дальше. Просто просмотрев «раскадровку» и «основные положения», вы можете получить краткую, но содержательную информацию о каждом разделе.

В данной книге основной акцент сделан на навыках коммуникации и отношений для ведущих, действующих в контекстах обучения. Ее основная цель – это, во-первых, дать когнитивную структуру и логическое обоснование для создания эффективной презентации и, во-вторых, предложить некоторые навыки и стратегии управления взаимодействием и отношениями в контексте презентации. Эти навыки и стратегии вращаются вокруг таких способностей, как:

Фокусы языка изменение убеждений с помощью НЛП . Роберт Дилтс

Этот учебник является одним из самых популярных в нашей стране произведений Роберта Дилтса – тренера и практика НЛП. Несмотря на то что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Скачать и прочитать это произведение вы можете в 6 источниках.

Описание

Название: Фокусы языка изменение убеждений с помощью НЛП (Sleight Mouth Magic Conversational Belief Change)

Автор книги: Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts)

Дата выхода книги: 1999

Этот учебник является одним из самых популярных произведений Роберта Дилтса тренера и практика НЛП. Несмотря на то, что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Основой написания «Фокусов языка» послужила концепция, которая в НЛП называется фреймингом (от английского frame – рамка) – это создание различных психологических и языковых обрамлений для любого утверждения для изменения оттенка восприятия этого убеждения. Но фрейминг не связан только с тем, что иногда называют словесной эквилибристикой. Фокусы языка помогают нам менять фокусировку и по-разному смотреть на объекты. Можно сказать, что в названии книги присутствует игра слов: «фокусы языка» как фокусы (трюки, магия – 1) и как фокусировка (аналогия из оптики, ракурс, концентрация на конкретных деталях -2).

Именно этот учебник Дилтса стал основой второго урока по развитию творческого мышления на нашем сайте. 14 фокусов языка, взятых у Дилтса, помогут вам найти нужный ракурс рассмотрения любого объекта или ситуации для того, чтобы продолжить дальнейшие творческие этапы процесса латерального мышления.

На нашем сайте присутствуют материалы, которые близки по тематике с данной книгой. Ниже приведен список страниц с этими материалами.

Краткое содержание

В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.

В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения.

  1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
  2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
  3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
  4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
  5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
  6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
  7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
  8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
  9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
  10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
  11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
  12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
  13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
  14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Подробнее про фокусы языка и фреймин в творческому процессе читайте на данной странице.

Об авторе

Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts) является одним из признанных корифеев современного НЛП. Он входил в число первых студентов Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера – основателей нейролингвистического программирования. Его профессиональные навыки находят применение во многих областях: моделирование человеческого совершенства, создание компьютерных программ, касающихся взаимодействия человека и компьютера, бизнес-консультации, проведение тренингов и лекций по практической психологии и многое другое.

Он является одним из первых разработчиков НЛ. Начинал он еще в 1975 году, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Роберт учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона. Теперь же Роберт Дилтс — основатель одного из лучших Университетов НЛП в мире и организатор большого числа международных конференций в Санта-Крузе.

Кроме важных приложений НЛП в таких областях, как образование, творческое мышление и лидерство, личным вкладом Роберта в НЛП являются разработанные им технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений, а также развитие такой области знаний, которая впоследствии получила название «системное НЛП». Вот лишь некоторые разработанные им технологии и модели: реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «Фокусы языка», стратегия грамотного письма, методика избавления от аллергии, нейрологические уровни, цикл изменения убеждений, приемы генеративного НЛП и многое другое.

Роберт Дилтс автор многочисленных технологий, книг и статей. Он выпустил около 50 книг по нейролингвистическому программированию, среди которых: «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Моделирование с помощью НЛП», «НЛП: навыки эффективного лидерства», «стратегии гениев», «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», «Фокусы языка» и другие. А самым значительным его творением является «Энциклопедия НЛП» в двух томах, которую он написал совместно с Дж. Делозье.

Скачать и купить

Чтобы посмотреть ссылки для скачивания книги, нужно войти или зарегистрироваться.

Ссылка на основную публикацию