Внушаемость человека: в психологии, повышенная, что такое

Что такое внушаемость

Одна из особенностей характера, внушаемость, делает личность инертной, слабовольной, лишает её собственного мнения. Внушаемый человек — это тот, кто легко перенимает чужую жизненную позицию, взгляды на что-либо. Не зная как выразить свое Я, он подражает более сильным личностям, культовым фигурам, звездам и т. д.

Хорошо или плохо быть внушаемым

Психология как наука не дает оценки внушаемости, поэтому нельзя с уверенностью сказать хорошо или плохо обладать такой чертой.

Начнем с того, что на внушаемости базируется воспитание любого человека: ребенок, не имея собственного опыта, получает информацию от родителя. Как часто мы слышим: «Не беги, не лезь на дерево и т. д.», — это и есть самая первая форма внушения. Многие люди, став взрослыми, перенимают привычки, образ жизни, установки родителей, не в состоянии избавиться от того, что глубоко отпечаталось в мозгу ещё в детстве. Поэтому абсолютно все люди обладают внушаемостью в разной степени, какими бы уверенными в себе и независимыми они не казались.

Психотерапевты для внушаемых людей применяют обозначение – гипнабельный индивид. Это говорит о том, что человек хорошо поддается гипнозу. Невозможно оценить пользу или вред такого качества, но бывают ситуации, которые решаются благополучно только под гипнозом. Например, кодирования от различных видов зависимости.

Психологи также выделяют повышенную внушаемость. При таком состоянии человек настолько податлив, что готов изменить свою изначальную точку зрения на любую другую высказанную из более авторитетного источника, чем он сам.

Внушаемые люди склонны к манипуляциям из-за своей слабой натуры:

  • они чаще, чем другие, попадают в ловушки мошенников и аферистов;
  • создают социозависимые союзы, долгими годами подчиняются чужой воле;
  • порой терпят различного рода насилие;
  • имеют низкую самооценку, настолько, что не выводят свое мнение в главенствующую позицию;
  • вступают в межличностные конфликты из-за неопределенности взглядов.

На фоне таких негативных моментов стоит выделить и некоторые преимущества:

  • психика внушаемых людей очень пластична, что позволяет им шире смотреть на мир, легче переживать стресс;
  • повышенная внушаемость часто выливается в развитие таланта, среди инертных личностей много художников и поэтов;
  • у людей с повышенной внушаемостью хорошая память, их мозг как губка впитывает информацию, они более обучаемые.

Причины чрезмерной внушаемости

В некоторых ситуациях внушаемость проявляется в большей степени. Обычно это связано с сильным стрессом, слабые личные качества не помогают принять верное решение, проще пойти на поводу: присоединиться к большинству или к авторитетному мнению.

Есть некоторые качества, предупреждающие о склонности к излишнему внушению:

  • тревожность — переживание незначительной проблемы приводит к сильной и быстрой реакции. Человек паникует, ему проще перенять чужое мнение или модель поведения, нежели выработать свою стратегию. Неприятным моментом является то, что сама информация, поступающая извне, не важна. Важен авторитет того, кто ее излагает;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • низкая самооценка;
  • робость.

Групповая внушаемость

Внушаемость бывает как индивидуальной чертой отдельной личности, так и внутригрупповой особенностью. Она определяется взаимоотношениями между участниками группы.

Групповая внушаемость выражается в податливости каждого члена идеям и мнениям, диктуемым этой же группой. Определяет групповую внушаемость готовность абсолютно и безоговорочно принять любое мнение. Это явление не поддается анализу, состояние участников отдаленно напоминает гипноз, т. к. любая идея принимается безоговорочно, бесконфликтно, без критики.

Заключение

Нет ничего критичного и страшного в легкой степени внушаемости, обмен жизненным опытом и знаниями — это нормальный процесс эволюции социума. Но все же, выйдя из подросткового возраста и отправляясь во взрослую жизнь, неплохо бы научится отделять черное от белого и уметь принимать решения самостоятельно, не идя на поводу у отдельного человека или группы людей.

Внушаемость – это что такое: причины, факторы, примеры

Наши убеждения, идеалы, установки формируются под влиянием социума. Мы воспитываемся в традициях семьи и этноса, впитываем идеи, транслируемые СМИ, оказываемся под воздействием мнения друзей и коллег. Однако люди по-разному подвержены этому влиянию. Степень подчинения внешнему воздействию зависит от такого качества личности, как внушаемость.

Что такое внушаемость

Это качество личности в психологии рассматривается как подверженность человека воздействию окружающих, но не всякому воздействию, а такому, которое содержит в себе признаки внушения. Поэтому рассмотрим сначала именно это психическое явление.

Внушение как социальное влияние

Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно. И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.

  • Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
  • Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.

Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.

Как проявляется внушаемость

Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.

Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:

  • Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
  • Дефицит информации в сочетании с ее значимостью. Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
  • Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
  • Психологические особенности объекта внушения.

Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.

Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей

В той или иной степени внушению подвержены все люди, именно это обеспечивает и успех воспитания, и адаптацию человека к социальной среде. Но уровень внушаемости у всех различный, как и проявления этого качества в характере и поведении индивида.

Признаки внушаемости

Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:

  • Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
  • Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
  • Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
  • Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».

Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.

Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.

Причины повышенной внушаемости

Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.

Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:

  • Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
  • Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
  • Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
  • Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
  • Склонность к истерии и неврастении.
  • Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
  • Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
  • Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.

Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.

Читайте также:  Эриксоновский гипноз: основные положения методы и техники, что такое, суть

Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.


Внушаемость

Внушаемость – это характеристика человека, под которой понимается готовность к подчинению собственной воли воздействиям, исходящим от окружающей среды (индивидов, групп, газет, книг, рекламы). Внушаемые люди могут быстро принять чужую идею, как собственную. Они очень легко воспринимают данные им советы и действуют согласно им, даже тогда, когда возможно они хотели бы поступить иначе. Они очень быстро перенимают на себя привычки окружающих, легко «заражаются» настроением близких, склонны к подражанию.

Мера внушаемости у каждого человека разная и она зависит от различных ситуативных и личностных факторов. Личности, страдающие высокой тревожностью, неуверенностью в себе, слишком доверчивые и робкие больше склонны к высокой внушаемости. Данное качество противоположное критичности, оно более свойственно индивидам с невысоким уровнем интеллекта, слабо развитым логическим мышлением и медлительностью мыслительных процессов.

Внушаемость является индивидуальным свойством личности, предполагающим степень личностной восприимчивости внешних воздействий.

В гипнотическом процессе внушаемость называют гипнабельностью, то есть способностью человека поддаваться гипнозу. Гипнабельность напрямую зависит от внушаемости, потому что при её повышении увеличивается склонность к гипнабельности.

Абсолютно все люди являются внушаемыми, даже те, кто считает себя очень уверенными и независимыми. Хотя внушаемость и не является преимуществом, но она обусловлена эволюцией, поэтому нужна человеку для того, чтобы он мог воспринимать информацию и следовать ей. Так весь процесс воспитания построен на внушаемости. Родители в процессе воспитания используют внушение, когда пытаются разъяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, те в свою очередь, в большинстве случаев, беспрекословно следуют указаниям.

Повышенная внушаемость определяется, как податливость, готовность индивида поверить любой поступающей информации, чем вполне могут пользоваться ухищренные манипуляторы. Но, в общем если разобраться, то склонность человека к внушаемости, может иметь, как плюсы, так и минусы.

Минусы (отрицательные аспекты) выражаются в том, что индивид склонен некритично принимать суждения на свой счет. Со стороны это выглядит так, что у него нет ни на что собственного мнения. Личность с высокой внушаемостью чаще, чем другие попадает под влияние мошенников и различных аферистов, а из-за частой смены мнения у таких индивидов могут возникать межличностные конфликты.

Плюсы (позитивные аспекты): замечено, что люди с высокой внушаемостью являются более талантливыми; такие личности могут легче и быстрее воспринимать и запоминать информацию, у них достаточно пластичная психика, из-за чего они довольно легко обучаемые.

Факторы внушаемости

Внушаемость, как психологическая характеристика человека имеет связь с такими факторами, как наличие необходимой информации для внушения (в виде речи, эмоций или действий); присутствие индивидов, готовых воспринять информацию; отсутствие критичности у воспринимающих.

При повышении внушаемости главную роль играют определенные факторы: тревожность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, невысокая самооценка, робость, зависимость, повышенная впечатлительность и эмоциональность, неумение логически и рационально мыслить.

Внушаемость может повышаться от действий таких ситуативных факторов, как состояние стресса, дефицит времени, утомление, групповое давление, брак компетентности, условия неопределенности, различные социально-психологические ситуации, состояние гипноза.

Повышенная внушаемость больше всего свойственна детям (дошкольного возраста) и личностям пожилого возраста. У взрослых она повышается в период болезни.

В процессе внушения важное место занимают авторитет воздействующей личности; полная уверенность в вербальном и невербальном поведении; ясная и размеренная речь внушающего; лица, которые воспринимают внушаемость; обстановка воздействия (приглушенное освещение пространства, ритмичные звуки).

Самую большую роль в процессе внушения играет субъективная готовность индивида быть подвергнутым внешнему, внушающему влиянию.

Внушаемость человека зависит от динамики личностных и ситуативных факторов. При адекватных условиях и нормальной обстановке это может быть вполне приемлемым качеством, но при неблагоприятных условиях оно способно дезорганизовать действия человека и становиться качеством с отрицательным знаком.

Если человек будет слишком часто переживать внешнее внушающее воздействие, у него будет осуществляться формирование соответствующего характера, в котором преобладающими чертами станут: доверчивость, повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, может возникнуть комплекс неполноценности.

Среди ситуативных факторов, имеющих влияние на формирование внушаемости личности, выделяют психофизическое состояние субъекта (расслабленное состояние или эмоциональное возбуждение), невысокая значимость обсуждаемого вопроса для внушаемого, низкий уровень компетентности в поставленном вопросе. Если человек поддается воздействию в ситуации группового внушения, тогда на него действует такой фактор, как групповое давление или конформность, как его называют. Бывает, что индивид, пройдя тест внушаемости, определяется, как внушаемый, но в коллективе оказывается способным противостоять внушаемости других.

Склонность человека к внушению обнаруживает себя по-разному в различных сферах, зависимо от факторов, которые её вызывают. Поэтому каждый индивид в какой-то мере может являться внушаемым, просто в силу личностных особенностей у одних это проявляется больше.

Выделяют внушаемость первичную и вторичную. Первичная – связана с восприимчивостью человека к самовнушению и гипнозу. Вторичная – основана на отношениях подчинения, мотивации и низкой самооценки.

Внушаемость человека зависит от его возраста, опыта и уровня образования. Человек зрелого возраста, средних лет, особенно мужчина, плохо поддается внушению, у него достаточно сильные психологические барьеры, которые трудно преодолеть, чтобы сломать его волю и психику, подчинив сознание себе.

У женщин психологические барьеры не столь прочные, поэтому их легче убедить, обмануть, внушить, преклонить к своему мнению. Особенно, в ситуации тревожности, например, угрозы или опасности, женщина становится беззащитной, поскольку уровень её критичности падает практически до нуля.

Внушающему воздействию особенно сильно подвержены личности неуверенные в себе, с заниженным уровнем притязаний, неадекватной низкой самооценкой, очень сильно впечатлительные, с уменьшенным уровнем критичности интеллекта, не умеющие связать события между собой логическим путем, надеющиеся на авторитетных личностей, зависимые, несвободные, безвольные, безответственные.

Уменьшение склонности к внушаемости протекает очень медленно, но постепенно. Особенно на течение этого процесса влияет воспитание, социальное общение и практическая деятельность индивида. Личности, имеющие высшее образование, менее внушаемые, чем те, у которых его нет. Склонность человека к внушаемости зависит от уровня развития его культурных умений и знаний.

Внушаемость человека более открыта восприятию в состоянии изнеможения, релаксации, психической демобилизованности.

На внушаемость человека также оказывает влияние состояние повышенной коммуникативности, слабое информирование по возникшей теме, интимная предрасположенность к внушающему воздействию, недостаток времени, чтобы принять взвешенное решение. Поэтому такие индивиды принимают ту информацию, которую им навязывают.

Повышенная внушаемость встречается у лиц больных психическими расстройствами.

Легкая внушаемость свойственна индивидам, склонным к истерическим проявлениям. Из-за чего долгое время считалось, что только люди склонные к истерии владеют легкой внушаемостью. Современные психотерапевты и психиатры изучили данный вопрос и выяснили, что и больным с неврастенией также свойственна легкая внушаемость. Также психиатры выяснили, что психически здоровые люди в большей степени подвластны внушающему воздействию, нежели личности, страдающие психастенией.

Больные с патологиями внимания, навязчивыми состояниями, фобиями, сильным эгоцентризмом легко становятся жертвой внушающего воздействия.

Легкая внушаемость характерна лицам, периодически употребляющим алкоголь и наркотики, а в состоянии непосредственного опьянения им вовсе можно внушить практически что угодно, не прикладывая к этому особые усилия.

Легкая внушаемость детей повышается в возрастном периоде от семи до одиннадцати лет, что объясняется формированием качеств нравственно-этической стороны личности, таких, как чувство обязанности и долга. Дети, пребывая в новом для них состоянии школьника, чувствуют на себе ответственность оправдать ожидания взрослых, положительно подтверждая информацию, состоящую в просьбах. Иными словами, внушаемость детей определяется желанием заслужить отличную оценку в школе, постараться быть лучше всех, соответствовать внешним нормам и предписаниям, быть послушным – делать все это, чтобы родители гордились и о них хорошо говорили в школе.

По данным психологической диагностики, дети младшего школьного возраста изменяют ориентацию в оценочной сфере личности, когда важность самооценки дополняется важностью мнения других о них, что является основой для увеличения смешанной оценки. В этом плане внушающим эффектом обладает совпадение мнения другого человека с собственным мнением, что во многом основывается на чувстве долга и обязанности.

Внутригрупповая внушаемость

Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.

Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.

Внутригрупповая внушаемость – неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.

Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.

В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников. Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя. Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.

Читайте также:  Мгновенный гипноз: техника, обучение, сила внушения и приемы

После этого, начинался следующий этап исследования. Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.

Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет. Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты. После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.

Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.

Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности. Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.

Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.

Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы. Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты. В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.

Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной. Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.

Внушаемость

Повышенная саморетишизация. Повышенная внушаемость

Следует отметить, что на уровне соматических заболеваний у лиц, имеющих ПТСР существуют закономерности и особенности протекания. В частности:

объективные методы исследований на начальной этапе не подтверждают наличие заболевания;

обычные методы лечения при выявленных заболеваниях дают кратковременный результат улучшения самочувствия;

поскольку ПТСР имеет психологическую основу, только с сочетанием психотерапевтических методов достигаются надежные результаты купирования ПТСР.

С целью купирования посттравматических стрессовых расстройств применяются специальные методы, овладеть и квалифицированно применять которые могут только специалисты. Как правило, эти методы вытеснение образа, гетеросугистивная терапия «временная линия «; группы психологической поддержки с моделированием деятельности, специальные методики психофизиологической регуляции и др. применяются с медикаментозными, терапевтическими методами лечения, общими методами восстановления и укрепления здоровья.

Для войсковых психологов, офицеров по работе с личным составом рекомендуются следующие методы снижения и купирования ПТСР среди военнослужащих.

Метод обсуждения стресса. Необходим как во время обычной жизнедеятельности войск, так и в ходе боевых действий, по выходу из них. Целями являются:

вооружение военнослужащих знаниями о закономерном характере проявлений астенических реакций в ходе выполнения задач, формах их проявлений, способах и методах самокупирования;

оказание косвенной и прямой групповой поддержки;

обмен опытом переживания стрессовых факторов, самореанизация и приобретение психологического опыта сопереживания, подкрепление уверенности в закономерности психологических реакций у большинства военнослужащих; получение нового опыта преодолений астетических реакций на факторы экстремальной обстановки.

Метод переключения внимания, включение в деятельность путем детализации и персональной четкости команд, изменение деятельности.

Формирование боевых групп, расчетов с учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогений, наличия посттравматического опыта предыдущей службы.

По возможности использование средств восстановления и укрепления здоровья военнослужащих.

Включение в деятельность подразделений, военнослужащих элементов перебежек, ускоренных передвижений, возможности физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания «накопленную в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и порадреналина

Особое внимание уделяется военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности – в окопах, в засаде, в бронетехнике, и т.п

Научение старших боевых групп, сержантского состава, офицеров робкого звена распознаванию реакций ПТСР и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки.

Выделение военнослужащих с острыми реакциями ПТСР и направление их в тыл для стационарного восстановления или лечения.

Применения специальных медикаментозных средств, повышающих и поддерживающих психологическую устойчивость военнослужащих.

Организация в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пунктов оказания первичной психологической помощи и поддержки. Своевременное выявление и учет военнослужащих, ранее получивших ПТСР.

В армейском лексиконе замена словосочетания ПТСР на обозначения «боевая усталость «» боевая травма «.

Проблема ПТСР является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и опробирования новых средств, методов подражания и восстановления психического здоровья военнослужащих.

Что такое внушение

Психологи уверяют, что почти все поступки человека продиктованы внушением. В детские годы человеком руководят родители, вкладывая в подсознание определенные принципы, цели, правила поведения.

По мере взросления на первый план выходит самовнушение: личность уже способна самостоятельно мотивировать себя. Однако роль ближайшего окружения все равно остается значимой.

Наукой доказано: внушить индивидууму можно что-то лишь тогда, когда критичность мышления снижена. Легче заставить собеседника согласиться с вашей позицией, если он:

  • испуган, подавлен;
  • устал;
  • не способен в настоящий момент логически мыслить;
  • чувствует себя неуверенно.

В психологии существует специальный термин – суггестия. Под ним понимают воздействие на сознание человека, направленное на то, чтобы изменить характер его мыслей и действий так, как этого хочет суггестор, то есть тот, кто внушает.

Для того, чтобы решить эту задачу, применяют различные методы, часть которых относится к вербальным (слова, речь), часть – к невербальным (мимика, жесты, интонирование). Как внушить человеку нужную вам мысль? Сразу оговоримся: это не всегда возможно. Есть люди, легко поддающиеся воздействию извне, а есть такие, кому что-то внушить непросто. Обычно к ним относятся лидеры, сами обладающие способностями и желанием подчинять своей воле остальных.

Психология группового внушения

Психология групп и межгрупповых отношений

Тема: ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ВНУШЕНИЯ

Внушение – воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое. Подача информации при внушении воспринимается без критической оценки и оказывает влияние на течение нервно – психических процессов.

Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого.

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Социально – психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями.

Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации.

В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывет внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:

Клуб Здорового Сознания

​​​​​​​Внушаемость — повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным.

Внушаемые люди легче других подчиняются внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр.

, принимают чужие идеи как свои собственные.

Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками.

Внушаемость может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний.

Более внушаемы люди с некритическим складом ума, неразвитым логическим мышлением и в целом с более низким . В некоторых случаях внушаемость является основой конформности, привычки думать и действовать «как все».

Играет роль группа, в которой находится подвергающийся внушению человек: чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Кроме того, внушаемость тем больше, чем ниже человека, его к группе или от нее.

Внушаемы в той или иной степени все, и иногда это вполне безобидно: обычно внушаемость тем больше, чем менее важно обсуждаемое и чем меньше человек в этом понимает. В том числе люди более внушаемы в ситуации дефицита времени, и утомления

В том числе люди более внушаемы в ситуации дефицита времени, и утомления.

Понятие внушаемости в психологии

Повышенная внушаемость. Наверняка каждый человек хоть раз в жизни слышал эту фразу. Попытаемся разобраться в том, что это за явление и что с ним делать.

Читайте также:  Методы воздействия НЛП: на мужчину, в отношениях, на женщину

Коротко о главном

Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.

Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:

  • Робость.
  • Зависимость от других.
  • Доверчивость.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Тревожность.
  • Низкая самооценка.
  • Слабо развитая логика.
  • Медленное протекание психических процессов.
  • Неуверенность в себе.

Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.

Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.

Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.

Обстоятельства и факторы

Принято считать, что внушаемые люди обычно легкообучаемы и с готовностью воспринимают любые сведения, особенно если эта информация является новой. Интересно при этом, что в разных обстоятельствах один и тот же индивид может быть менее или более внушаемым. На это влияет ряд факторов.

К примеру, неосведомленность о чем-то, усталость, стресс, конформность, определяемая как внушаемость, утомление, воздействие наркотиков или алкоголя и пр. Если говорить о возрастных характеристиках, то более внушаемыми являются дети и пожилые люди, а вот обычное взрослое население склонно к внушаемости чаще всего в момент болезни.

Примечателен тот факт, что внушаемый человек в процессе восприятия информации извне становится еще более внушаемым, – получается, чем больше ему чего-то внушать, тем это свойство его характера больше укрепляется. И даже если людьми осознаются негативные последствия внушаемости, они начинают думать, что ничего не достойны в жизни, ни к чему не способны и таким образом формируют в себе еще больший комплекс неполноценности, который опять же делает их более конформными.

Отметим, что в разных ситуациях поведение человека в плане внушаемости может отличаться, прежде всего из-за уровня осознанности и понимания или непонимания того, что происходит. Труднее всего отдельному человеку противостоять группе. Если на него начинают давить сразу несколько людей, то склонность к противостоянию снижается в разы, а внушаемость увеличивается в геометрической прогрессии.

Синонимом внушаемости является такое определение, как суггестивность. Так вот, она может зависеть в определенном плане еще и от пола человека.

В психологии принято считать, что мужчины обладают более сильными психологическими барьерами, а женщины в свою очередь (особенно в ситуации тревожности) очень склонны к внушаемости. Их обычно гораздо легче, чем сильный пол, склонить на свою сторону, обмануть или убедить в чем-то.

Групповая и индивидуальная

Внушения и внушаемости могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, вернее, внутригрупповыми. Последний тип – это когда любой член той или иной группы поддается ее влиянию. Другими словами, это можно назвать «эффектом толпы».

Внутри групп обычно действует психологическая конформность – стремление индивида не выделяться из массы, а подстраивать свое поведение под остальных. Такое поведение является весьма типичным, а человек порой запросто способен отказаться от своего собственного мнения в угоду общественному. Если говорить о причинах такого явления, то они наверняка продиктованы желанием индивида получить уважение, одобрение и поддержку от членов группы.

Избавляться от конформности порой бывает нелегко, но стоит периодически это делать. Нельзя забывать, что каждый человек – личность. Не стесняйтесь быть самим собой, даже если ваши принципы и интересы идут вразрез с общественными, принимайте решения, основываясь на собственных убеждениях, развивайте качества, которые в самом себе вам нравятся. В таком случае окружающие смогут заметить вашу индивидуальность и станут вас уважать.

Как определить, склонны ли вы к внушающему влиянию со стороны окружающих? Представьте себе, что вам задали простой пример: допустим, 2+2. Что вы ответите? Конечно, 4. А теперь представьте, что вы сидите в классе за круглым столом и рядом с вами сидят 10 человек, которые дадут другой ответ, например – 5. Изменится ли ваше мнение в зависимости от этих обстоятельств? Если да, то вы конформный человек, а если нет, то вопрос, как избавиться от внушаемости, для вас совсем неактуален.

Людям, которые поменяли бы свое мнение, можно дать несколько простых советов:

  • Старайтесь побольше заниматься самоанализом и самоконтролем.
  • Хвалите себя за самостоятельно принятые правильные решения.
  • Избавляйтесь от отрицательных черт характера.
  • Не говорите плохих слов и не думайте о плохом.
  • Окружите себя положительными и добрыми людьми.
  • Говорите, думайте и поступайте только так, как хочется вам самому.

Следуя этим простым рекомендациям, возможно качественно изменить свою жизнь. И начать жить по своим правилам. Автор: Елена Рагозина

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ (англ. suggestibility) — индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.

В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности, поэтому В. характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления (см. Конформность) и пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении, разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых др. социально-психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.

Существование В. должно учитываться в качестве возможного источника артефактов при любом психологическом исследовании и воздействии (см. Плацебо эффект, Внушение). См. также Истерия.

Смотреть что такое ВНУШАЕМОСТЬ в других словарях:

Все значение (66) шт здесь, краткое описание ↓↓↓

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ

– англ. suggestibility; нем. Suggestion. Свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению, воздействию. Antinazi.Энциклопедия соц

ВНУШАЕМОСТЬ

〔名词〕 可教唆, 可建议, 被暗示性, 暗示感受性Синонимы: гипнабельность

ВНУШАЕМОСТЬ

Начальная форма – Внушаемость, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

ВНУШАЕМОСТЬ

Ударение в слове: внуш`аемостьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: внуш`аемость

ВНУШАЕМОСТЬ

свойство личности поддаваться внушению (См. Внушение). Большая или меньшая степень В. определяется совокупностью личностных характеристик и час

ВНУШАЕМОСТЬ

Внушаемость – повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонн

ВНУШАЕМОСТЬ

(3 ж)‚ Р., Д., Пр. внуша/емостиСинонимы: гипнабельность

ВНУШАЕМОСТЬ

— повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заража

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ

ж.hypnotizability, sympathism, (hetero)suggestibility

ВНУШАЕМОСТЬ

— степень подверженности внушениям. Распространено ошибочное мнение, будто алкоголики отличаются высокой внушаемостью, оно обосновывается легкостью при

ВНУШАЕМОСТЬ

качество личности, проявляющееся как готовность и способность подчиняться чужому влиянию и воспринимать внушаемые представления, оценки и действия. Так

ВНУШАЕМОСТЬ

степень восприимчивости личности к психол. воздействию со стороны др. лица или группы людей. На повышенной внушаемости, свойственной детскому возрасту,

ВНУШАЕМОСТЬ

степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию; является характеристикой

ВНУШАЕМОСТЬ

En.: Suggestibility Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в

ВНУШАЕМОСТЬ

— степень восприимчивости к внушению (суггестии), определяемая субъективной готовностью подчиниться внушающему воздействию. В. является характеристикой

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ

степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является хара

ВНУШАЕМОСТЬ

Сеть Сет Сент Сено Сенат Сена Семо Сема Севан Сев Света Свема Сват Сван Саше Сау Сант Сан Ошва Оун Отсев Отмена Отвес Осьма Ось Ость Осташ Остан Ост Ос

ВНУШАЕМОСТЬ

1) Орфографическая запись слова: внушаемость2) Ударение в слове: внуш`аемость3) Деление слова на слоги (перенос слова): внушаемость4) Фонетическая тран

ВНУШАЕМОСТЬ

корень – ВНУШ; суффикс – А; суффикс – ЕМ; суффикс – ОСТЬ; нулевое окончание;Основа слова: ВНУШАЕМОСТЬВычисленный способ образования слова: Суффиксальны

ВНУШАЕМОСТЬ

податливость человека действию внушения.

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ, свойство личности поддаваться внушению. Большая или меньшая степень В. определяется совокупностью личностных характеристик и часто зав

ВНУШАЕМОСТЬ

внушаемость сущ., кол-во синонимов: 1 • гипнабельность (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гипнабельность

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ

внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.

ВНУШАЕМОСТЬ

– – англ. suggestibility; нем. Suggestion. Свойство личности или группы поддаваться внушению, влиянию, убеждению, воздействию.

Ссылка на основную публикацию