Мантра Харе Кришна: значение, что такое

Маха мантра

Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе.

हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे

Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa
Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare
Hare Rāma Hare Rāma
Rāma Rāma Hare Hare

Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.

По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.

Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).

Кришна и Радха

Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.

Маха мантра. Исторические акценты

Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.

Кришна – аватар Вишну

Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.

Значение Маха мантры

Итак, с помощью Маха мантры преданные обращаются к образу Господа Кришны посредством перечисления имён Бога: Харе, Кришна и Рама. Рассмотрим подробнее, что же за энергию олицетворяют эти имена.

Кришна — наиболее известный и почитаемый в вайшнавской традиции образ. Какова цель воплощения была у этой великой личности? Обратимся к писаниям, дошедшим до наших дней, а именно к древнему индийскому эпосу «Махабхарата», в частности, к наиболее известной его части, именуемой «Бхагавад-гита». В ней Кришна предстает перед нами как воплощение («аватар») бога Вишну, входящего в Тримурти наряду с Брахмой и Шивой. Считается, что Брахма отвечает за зарождение жизни, Вишну — за её поддержание, а Шива берёт на себя разрушительный аспект Триады.

Кришна и Арджуна на поле Курукшетра. Художник: С. Пидгайко

Содержание «Бхагавад-гиты» посвящено диалогу Господа Кришны с его соратником и другом Арджуной на поле битвы. Эта беседа двух великих личностей имеет огромную философскую ценность и по сей день, т. к. поднимает вечные вопросы Бытия, существования Духа, материальной и тонкой природы окружающего мира, нравственности, веры, предназначения, долга и Дхармы. По сути, в «Бхагавад-гите» изложены идеологические аспекты самопознания и развития человека в соответствии с законами Вселенной. И в этом образе Господь Кришна выступает отнюдь не как человек — он говорит от имени той всепронизывающей энергии, что стоит вне материального мира, является причиной и следствием, началом и концом всего сущего, она является абсолютным знанием и безвременной мудростью, которая позволяет видеть истинную суть всех вещей. В качестве аватара Кришна являет собой материальное воплощение этой Высшей энергии, наделённое специфическими характеристиками и свойствами, помогающими наилучшим образом реализовать ту миссию, что явилась целью его рождения.

Если рассматривать с этой точки зрения, то диалог с Арджуной по своей сути — это передача Абсолютной Истины, облачённой в форму слов Кришны, олицетворяющего здесь Высшее Сознание, человеку, находящемуся в поиске своего предназначения. Это помощь нам, безвременным Душам, рождённым в теле человека в процессе познания своей истинной природы. Поэтому произведение и по сей день находит отклик у практикующих в разных традициях.

Герои эпоса «Рамаяна». Художник: С. Пидгайко

«Рама» — ещё одно имя Бога, которым был наречён ещё один почитаемый герой другого древнего эпоса — «Рамаяна». Он также считается аватаром Вишну, но воплотившимся на Земле за многие тысячелетия до событий, описанных в «Махабхарате». Рама традиционно почитается в качестве великого воина, освободившего мир от демонического захватчика Раваны, который, согласно преданию, был настолько силён и искусен в бою, обладая многими сверхчеловеческими способностями, что даже боги Триады не могли обуздать его. Но, обладая безграничной мудростью, боги придумали и успешно воплотили в жизнь план по освобождению Земли от захватчика, главную роль в котором сыграли царевич Рама (как воплощение Вишну) и его возлюбленная Сита (аватар богини Лакшми). Не единожды воспользовавшись слабостями подверженного влиянию страстей Раваны, Рама с помощью Триады сумел одолеть демона и выполнить своё предназначение.

«Хара», или «Радха», олицетворяет проявление женского энергетического аспекта Маха мантры. Это одна из женских форм Бога в индуизме. В традиции вайшнавов почитается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на Земле более 5000 лет назад. Необходимо понимать, что почитается не конкретный женский персонаж, описанный в текстах, а то качество энергии, которой он наделён. В индуизме считается, что Радха — это воплощение богини Лакшми, и ей присуща энергия плодородия, изобилия, созидания. Тонкая же суть этой энергии проявляется в безусловной преданности и состоянии спонтанной любви к Высшему сознанию, в отношении индивидуальной Души и Абсолюта, имеющем потенциал единства.

Радха и Кришна. Художник: Mukesh Singh

Говоря об истории самого течения преданных Кришне, стоит отметить, что основоположником вайшнавской традиции в индуизме считается Чайтанья Махапрабху (1486–1534 гг.), где, по некоторым источникам, он рассматривается как особое воплощение Кришны в умонастроении Радхи, его возлюбленной, символизирующей женский аспект Божественной энергии. В других традициях индуизма Чайтанья почитается как святой вайшнавский монах и религиозный реформатор в Бенгалии XVI века. Опираясь на философию, изложенную в «Бхават-гите», он практиковал и проповедовал традицию бхакти-йоги, а также установил первостепенную важность поклонения Кришне, а многократное повторение имён Бога — Маха мантру Чайтанья объявил важнее любых теологических упражнений. Именно этот религиозный деятель ввёл такой вид обращения к Богу, как санкиртан(а) и сделал этот ритуал основой духовной практики для преданных. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, он вдохновлял своих последователей выходить на улицы городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне.

Маха мантра в наше время

В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.

Баларама и Кришна

Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.

В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.

Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!

Харе Кришна или «махамантра» — сила пробуждения вселенской любви

Харе Кришна или «махамантра» — индуистская мантра, в переводе с санскрита, обозначающая «энергия Всевышнего». Человек ее практикующий переводит свой разум с материалистической основы на трансцендентную, освобождает себя от влияния кармы. Повторение мантры помогает достигнуть высшего жизненного совершенства, то есть преданности и любви к Кришне.

Харе Кришна — перевод

Основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада поясняет — «Кришна» — это направленность к энергии служения Богу, в роли персонифицированного вида которой выступает женская ипостась Бога — Радха.

Слово «Хари» комментатор священных писаний описывает, как одно из имени Радхи. «Кришна» и «Рама» являются божественными именами и в переводе обозначают «Всепривлекающий» и «Всерадующий». Следовательно, сам текст Харе Кришны рассказывает о духовной энергии Бога и содержит слова прошения читающего с просьбой посвятить свою жизнь служению Всевышнего.

Значение буддийского текста

Согласно индуистским предписаниям повторение имени Бога способствует вступлению человека в контакт с ним всей полнотой своей души. Нет разграничений между Богом и им самим.

Таким образом, в имени Кришна есть сам Кришна и все атрибуты, которые имеют к нему непосредственное отношение. Так, в слове «Рама» (одно из имен Кришны, обозначающее «услаждающий Радху») содержаться все аватары, а «Хара» включает в себя все шакти.

Повторение мантры человек осуществляет про себя или шепотом. Также допускается громкое воспевание слов под аккомпанемент музыкальных инструментов (киртана), хлопки. Бхактиведанта Свами Прабхупада данную практику поясняет, как простейший метод медитации.

Повторяя песню освобождения, практикующий начинает испытывать трансцендентный экстаз, истоки которого идут от духовного уровня.

Звуковая вибрация покидает низшие ступени сознания (чувственного, умственного, интеллектуального).

Осуществляется эмоциональное воздействие на сознание. Поучаствовать в пении может каждый желающий. Нет необходимости обладать для этой цели особыми способностями.

Перед началом обращения к Богу рекомендуется повторить Панча-таттва мантру. Такой шаг необходимо сделать для того чтобы минимизировать возможные оскорбления, которые могут иметь место при работе с мантрой «Харе Кришна».

Если следовать шри-вайшнавизме, то махамантра должна повторяться перед произнесением священных писаний различного вида. По данной традиции зачитывание осуществляется с Харе Рама.

Особенности порядка слов

Мантра любви включает в себя 16 слов. Все они обозначают имена Бога — Харе, Кришна и Рама (на санскрите). Выделяют два варианта последовательности слов. Философские школы имеют разное мнение по поводу порядка.

Одни уверены, что расположение слов не оказывает влияние на процесс, другие полагают — происходит нарушение, чтение теряет силу. Вторая точка зрения является более популярной. Если обратиться к американскому индологу Гай Беку, то мы узнаем, что в «теологии звука» существует две школы — спхота и миманса.

Становится понятно, что каждое направление имеет свою точку зрения по этому поводу. Доктрина спхота говорит, что порядок слов не имеет значения, а школа миманса утверждает о наличии нарушений последовательности, потери духовной силы.

Историческая справка

О том, когда впервые появилось упоминание Харе Кришны, нет точных сведений. Первые данные содержаться в «Калисантарана-упанишаде». Это текст выступает в роли ведущего письменного источника. Упанишада содержит в себе информацию о получении Нарадой наставлений от Брахмы о том, что самой высшей духовной практикой выступает индийская Харе Кришна.

Именно она помогает получить свободу от негативного воздействия Кали-юги и покинуть круговорот рождения и смертей. Отдельные источники информируют о наличии двух ранних изданий «Калисантарана-упанишады» (бомбейская и навадвипская).

Также есть сведения о замене Чайтаньей порядка слов — с «Харе Рама» на «Харе Кришна». Это было сделано для того, чтобы все люди, независимо от социального положения, могли пользоваться благо. Напомним, что классический вариант текста было разрешено повторять только брахманам.

Читайте также:  Мантра на замужество: мощная, быстро, для любви

Рекомендации об использовании практики можно проследить в Пуранах, Панчаратре, а также в различных в вайшнавских источниках. Возраст данных былин составляет несколько тысяч лет. Хари является 650 именем Вишны. Одно имя Кришны одновременно приравнивается к трем именам Рамы.

Произнесение Рамы равно повторению «Вишну-сахасранамы». Таким образом, мы получаем, что одно имя Кришны — это 3000 имен Вишну или Хари. Любой человек, который произносит священный текст, даже с некоторыми неточностями, становится на путь высшего совершенства жизни. В «Агни-пуране» об этом рассказывается с уверенностью.

В Нью-Йорке сегодня есть дерево, посвященное энергии Всевышнего. Под ним в 1966 году Бхактиведанта Свами Прабхупада выполнил первое воспевание шестнадцати слов в присутствии большого количества людей. С этого момента Хари Кришну слушать стали не только в пределах Индии.

Известность мантра приобрела в Индии еще в 16 веке. Ее прославил святой Чайтанья. Проповедник путешествовал по всей территории Индийского субконтинента, выполняя свою миссию. Священнослужитель предсказал, что вскоре данные слова будут воспеваться в каждом городе и поселении.

Позднее проповедование учения старым монахом Бхактиведанта Свами Прабхупада началось в 1960 году. О нем узнали за пределами Индии. Ему удалось объехать мир вокруг не менее 14 раз, обустроить сотни храмов. Благодаря стараниям основателя, мантра радости прославилась по всей планете.

Правила пения

Многократное прочтение буддийского текста способствует очищению разума и достижению просветления. По содержанию информация в тексте — это крик или зов души, который ищет спасения. Прослушивание слов помогает очиститься от негативной составляющей души.

Сам человек исцеляется от отрицательной похоти — вредных привычек, сердечных заболеваний. Считается, что буддийское служение имеет омолаживающий эффект и способствует исполнению желаний. Главное, во время пения искренне думать о своей мечте.

Длительность практики составляет 120 минут. Один круг выполняется за 6-12 минут. Если произносит текст новичок, то процесс чтения должен проходит по одному-двум кругам. Более опытные люди осуществляют пение про себя. Медитация может проводится в двух вариациях.

Первый способ (джапа-медитация) предполагает медиативное пение в одиночестве с использованием четок из 108 бусин. Количество бусин приравнивается к числу повторений. В одном круге 108 повторений.

Во втором варианте (киртан) практикующий человек поет, осуществляя повторение слов за учителем (киртаном) или за аудио-носителем. Также могут быть использованы музыкальные инструменты, хлопки в ладоши. Рекомендуется комбинировать оба типа. Основными важными правилами являются:

  • Слова мантры должны говориться громко и четко. Особенно это касается первых практик;
  • Необходим должный эмоциональный настрой на божественную волну и искренность при обращении к Богу, машинальное чтение не принесет результат;
  • Осуществляя произношение, внимание следует сконцентрировать на получаемом звуке;
  • Необходимо выбирать спокойное, уединенное место, где не будут присутствовать отвлекающие факторы;
  • Допускается читать тексту во время прогулок. Главное, чтобы на пути не было препятствий;
  • Пение священных слов возможно на любой мотив;
  • Индийский стих сохраняет благотворное влияние не только при самостоятельном произношении, но и при прослушивании.
  • Состояние сознания должно быть чистым. Запрещается прием наркотических и алкогольных веществ, лекарств с высоким эффектом действия;

Покровители учения собираются в специально отведенных местах — ашрамах. Допускается комбинировать чтение в рамках регулярной утренней практики даже при отсутствии следования другим аспектам индуизма. Повторение буддийского текста способствует очищению сознания от неблагоприятных мыслей, повышению тонуса организма и настройки на позитивный лад.

В процессе пения или прослушивания человек получает эстетическое удовольствие. Весь секрет заключается в особенных звуковых вибрациях душевной привязанности и любви — бхакти, которые приводят к развитию эффекта Божественного резонанса.

Происходит настройка практикующего и Творца на одну волну посредством обращения к энергии Всевышнего.

Человек получает покровительство свыше и милость Создателя, а душа наполняется великой радостью и умиротворением.

Харе Кришна — мантра, помогающая реализовывать намерения, которые спрятаны в глубине сознания. С ее помощью человек избавляет себя от деструктивных действий и тяжелых наслоений кармы. Очищение обеспечивает духовный рост человека. Если удастся укоренить мантру в душевном сознании, то жизнь наполнится светом вселенской любви.

Наш мир состоит из различных форм энергии. От земли отходит много вибраций, которые человек не в силах игнорировать. Чтобы уравновесить духовное и физическое начало, важно не забывать обращаться, как к женской, так и к мужской ипостаси. Гармония — это единство «Мужского» и «Женского». Для гармоничной личности помимо мужских качеств — смелости, силы, уверенности, требуются терпение, умение чувствовать прекрасное, обаяние, забота.

Мантра Харе Кришна: значение, что такое

Считается, что обращаясь к именам Бога, из которых состоит мантра, человек входит в контакт с Богом во всей Его полноте. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришна присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рама — все аватары, в имени Хара (которое представляет собой звательный падеж одного из имён Радхи) — все шакти.

Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Харе — это обращение к энергии преданного служения Богу, а Кришна и Рама являются именами Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Всерадующий». [4] Таким образом, маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

«Рама» в мантре может относиться к Раме — одному из воплощений Вишну или Кришны, или к Балараме — воплощению и брату Кришны в его земных играх. [5] Согласно вайшнавскому богословию, между Рамой и Баларамой нет разницы. [1] Рама — это также и другое имя Кришны — Радха-рамана, которое означает «возлюбленный Радхи». [6]

В вайшнавизме, Рама и Кришна являются седьмой и восьмой аватарой Вишну. [7] В «Вишну-сахасранаме» «Рама» и «Кришна» числятся как имена Вишну. [7]

Слово «харе» представляет собой звательный падеж от Хара — одного из имён Радхи — вечной возлюбленной Кришны, которая в традициях кришнаизма рассматривается как женская ипостась Бога, как Его энергия наслаждения. [8] Хари — это также одно из имён Вишну, которое означает «тот кто устраняет иллюзию».

Мантру «Харе Кришна» можно повторять внутренне в уме, шёпотом для себя (джапа) или громко воспевать (киртана). Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит об этом следующее:

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры позволяет сразу же ощутить духовное блаженство, приходящее непосредственно из духовной сферы. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, следовательно эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. [9]

История

Харе Кришна мантра в Ведах и Пуранах

Мантра «Харе Кришна» упоминается в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде, Нарада получает наставления от Брахмы: [10]

Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имена изначального пуруши Господа Нараяны, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги.

Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет ввиду, Брахма ответил:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён.

Практика повторения Харе Кришна мантры рекомендуется в Пуранах, Панчаратре и в различной вайшнавской литературе. [11]

Тот кто поклоняется Богу всех богов Шри Хари и повторяет Его святые имена маха-мантру, освобождается от самых страшных грехов, которые только можно совершить.
Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе: Любой кто повторяет эту мантру, даже невнимательно, достигнет высшего совершенства жизни. В этом нет никаких сомнений.
Эта мантра, состоящая из шестнадцати слов и тридцати-двух слогов, является великой мантрой этого века Кали, с помощью которой все живые существа могут получить освобождение. Никогда не нужно прекращать повторение этой маха-мантры.
Об этой божественной, духовной маха-мантре, которая освобождает от материального существования, Господь Брахма, изначальный гуру, сказал: «шрути объявили эту мантру самым лучшим способом освобождения в этот век Кали». Услышав это от Брахмы, все его сыновья и ученики, начиная с Нарады, приняли Харе Кришна маха-мантру и повторяя её достигли совершенства.

Чайтанья Махапрабху и Бхактиведанта Свами Прабхупада

Мантра «Харе Кришна» получила широкое распространение в Индии в начале XVI века благодаря Чайтанье Махапрабху, который в это время начал осуществлять свою миссию распространения публичного воспевания Харе Кришна мантры (санкиртаны) в каждом городе и деревне мира. С целью проповеди Чайтанья путешествовал по всей Индии, в особенности по Бенгалии и Ориссе. [12]

В 1960-х годах престарелый вайшнавский монах по имени Бхактиведанта Свами Прабхупада, по указанию своего гуру, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура начал проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху за пределами Индии, в одиночку взяв на себя ответственность за его распространение по всему миру. Начав с основания Международного общества сознания Кришны в Нью-Йорке, он, за последние одиннадцать лет своей жизни, объехал вокруг света четырнадцать раз и сделал мантру «Харе Кришна» известной по всему миру. [13]

Мантра Харе Кришна или Маха: как правильно читать и ее эффект

Мантра – это звуковые сочетания, молитва, написанная на языке санскрита. Особое произнесение слов способствует созданию резонанса, активирует чакры человека. Текст психологически и духовно воздействует на поющего. Мантра Харе Кришна очищает ум, тело.

Что означает

Священный текст, имеющий большое значение в индуизме. Он представляет собой молитву, обращенную к божеству Кришне, который является восьмым аватаром Вишну. В переводе на санскрит название именуется Маха, состоящая из шестнадцати имен верховного существа: Харе Кришна Харе Рама и другие. При сложении всех слов получается главное определение мантры, означает на русском языке «привлекающий».

При произнесении слов происходит признание как великого, близкого Бога для души.

Распространению текста Маха способствовала организация Международного сообщества сознания Кришны, в котором последователи проповедуют любовь к Божеству на западе. Основным посылом является обращение к нему. Люди просят защиту, поддержку в начинаниях.

При регулярном прослушивании и пении священных слов мантры происходит очищение от отрицательных эмоций, улучшение настроения, избавление от плохих привычек. Практика прочтения Харе Кришна создает особые вибрации, которые исцеляют болезни сердца, омолаживают организм, избавляют от алкогольной, наркотической зависимости.

Текст и дословный перевод Маха мантры

Транскрипция молитвы: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Текст и перевод мантры Маха обладает своим уникальным значением:

«О, Великий Бог Кришна! О, Радующий Бог Рама! Наконец-то, я проснулся и желаю прислуживать Тебе».

Слова «Харе Кришна Рама» являются трансцендентными семенами священной песни. Они олицетворяет духовный зов веры человека, молящего Бога и его внутреннюю сущность, просящую о помощи. Рама является формой обращения к Великому и представляет собой наслаждение.

Каждое живое существо представляет собой часть энергии Бога пограничного состояния. Майя является материальным элементом, одной из сущностей Кришны. При соприкосновении с силой высшего мира Хара происходит очищение души и возвращение сознания в состояние счастья. Практика – эффективное средство познания духовности своего Я.

Учитывая принадлежность слов Харе Кришна к индийским кришнаитам, чтения молитвы осуществляют другие религиозные, теософские, философские течения в Индии — буддизм. Согласно сведениям историка Жарниковой, в древней Руси существовали предпосылки распространения мантры Маха. Четки для молитв заменяли бородой, на которой завязывали узлы.

Люди, исповедующие индуизм не приветствуют разногласий между разными конфессиями. Смысл заключается в том, что отсутствие божественного начала в душе человека является проблемой современного общества. По мнению индуистов, люди должны объединиться для пробуждения в собственном сознании Бога. В противном случае человечество обречено. Допускаются незначительные различия, касающиеся места, времени, обстоятельств, на которые смертный человек не может повлиять. Познание Господа через призму христианства, индуизма, ислама, буддизма является благом для будущего людей. Достигнуть состояния помогает Маха мантра.

Как читать для очищения ума и тела

Первые джапы – практики медитации состояли из 60 кругов, где каждый включал 108 повторений. Для удобного подсчета использовались четки. Популярность мантры Харе Кришне изменила стандарт. Текст Маха стал произноситься на протяжении 16 кругов. На каждый оборот отводится 8-10 минут. При средней скорости прочтения ритуал занимает около 2 часов. Исполнение опытными йогами происходит при помощи внутреннего голоса, что не влияет на качество энергетического посыла.

Текст мантры может произноситься в 2 вариантах:

  1. Чтение в одиночестве. Молящийся проговаривает слова при помощи четок – практика джапы.
  2. Групповой ритуал. Пение происходит в виде повторения молитвы совместно с учителем, прослушивания аудиозаписи или при аккомпанировании музыкальных инструментов.

Каждое слово должно произноситься четко, согласно первоначальному порядку. Глубокое погружение, сосредоточение на получающихся звуках является важной частью при чтении мантры Харе Кришна. Практика должна происходить в укромном месте, вдали от отвлекающих звуков и движений. Рекомендуется постепенно пробовать исполнять Маха на улице. Для этих целей подойдет прогулка по парку. Для достижения результата необходимо слушать молитву каждый день, даже при отсутствии притязаний к другим аспектам индуизма: веганство, йога. Ритуал можно совершать во время утренней зарядки. Обряд способствует быстрому пробуждению, очищает от негативного настроя, готовит к предстоящему новому дню.

Читать мантру в нетрезвом состоянии считается недопустимым поведением. Прием алкогольных, наркотических веществ или сильнодействующего препарата категорически запрещается.

Для правильной организации медитации с использованием Харе Кришна необходим навык владения четками. Вайшнавы утверждают, что нить с бусинами необходимо удерживать в правой руке. Первый шарик кладется на средний палец и прижимается большим сверху. Когда 1 круг прочтения Маха закончен, одно звено четок сдвигается во внутреннюю сторону.

Действия для усиления силы мантры

Практиковать разрешается в любом удобном месте и позе. Свобода действий не оскорбляет Хара. Существуют методики, которые помогают усилить влияние молитвы.

Читайте также:  Мантра нежности и любви: мощная, для привлечения мужчины, счастливых событий

Перед прочтением мантры Кришне рекомендуют произнести мощный текст Панча Татва Маха 3 раза:

«Шри Кришна Чаитанйа, Прабху Нитйананда Шри Адваита, Гададхара, Шривасади Гаура-бхакта-вринда».

Слова мантры обращены к 5 божествам, которых возглавляет Господь Шри Чйатаньи Махапрабху.

Если трижды пропеть текст, можно избавиться от иллюзий материального мира Майя. Постепенно приходит ощущение вечности души и осознания божественного начала внутри самого себя.

Для проведения медитации необходимо концентрация. При условии ощущения дискомфорта, сбитого дыхания добиться сосредоточения во время произнесения Харе Кришна невозможно.

Эффективность Маха зависит от настроя, способности исполнять молитву на протяжении длительного времени. Для ритуала можно оборудовать удобное место. Приобретите коврик, следует позаботиться о тишине во время медитации. Новичкам тяжело сидеть в течение 2 часов на твердой поверхности. Разрешается подложить к основанию позвоночника мягкую подушку или плед.

Во время прочтения мантры могут возникнуть посторонние мысли, что является нормальным явлением для начинающих. Следует постепенно направлять концентрацию на Харе Кришна. Эффективность от прочтения текста можно увеличить, добившись звуковых вибраций в теле.

Не рекомендуется прерывать мантру Маха в середине запланированного круга. Все усилия на пути к духовному развитию будут сведены к нулю. Если нахлынувшие мысли о прошлом начинают сбивать, не следует отталкивать их. Старые эмоции требуют проработки, осознания. При условии регулярного чтения человек научится рационально подходить к решению жизненных задач. Под слоем шумной суеты, тревоги находится безграничная тишина, являющаяся источником тепла и мудрости.

Постоянная практика с использованием мантры Харе Кришне поможет обрести чувство истинного счастья, достичь гармоничного существования во внешнем мире. Маха избавляет от страданий через общение со Вселенной, способствует духовному развитию.

Что означает мантра?

Дата: 21.11.2008 08:13
Комментарии: (0)

Что означает мантра?

Представляем отрывок из беседы с президентом Российской Ассоциации Аюрведической медицины доктором Ветровым И.И. о значении Мантр

Неаполитанский С. М.: Что с Вашей точки зрения означает мантра?

Ветров И. И.: Мантра — это звуковая вибрация, которая освобождает ум от деструктивных программ. Мантры не следует переводить с санскрита. Некоторые люди думают, что мантры и молитвы это одно и тоже. Но если сделать перевод мантры она потеряет всякий смысл.

Неаполитанский С. М.: Какое воздействие оказывают мантры на человека?

Ветров И. И.: Существует три этапа, или механизма, действия мантр. Во-первых, каждая мантра оказывает сильное воздействие на физическое тело. В нашем теле находиться около 3,5 триллионов клеток, и каждая клетка является индивидуальным живым существом, у каждой клетки есть душа, свое “тонкое” тело — психика, свои чувства, свое эфирное тело, свое физическое тело — клеточное ядро, митохондрии, оболочка со многими рецепторами. Наши клетки являются гражданами тоталитарного государства, а наша душа выбрана его главой. Она такая же крошечная, но, так как мы находимся на более высокой ступени эволюции, наша душа занимает доминирующее положение и распространяет свое сознание на весь организм.

Клетки воспринимают и записывают информацию, которую они слышат с детства. Поэтому существует понятие “клеточного сознания”. И на самом деле они являются достаточно законопослушными гражданами этого тоталитарного государства под названием человеческое тело. И зачастую информация, которую они получают, является негативной. Например, когда мы видим, что многие люди умирают в 60-70 лет. Нам кажется, что этот возраст достаточный для жизни. Тогда эта информация записывается на клеточном уровне. Или очень часто многие женщины в возрасте 30-35 лет думают: “Ну вот — молодость прошла!” В этом случае они программируют себя на преждевременное старение. Если у человека кто-то из близких умер от рака, то у него может возникнуть страх также умереть от рака. Он начинает думать: “Я могу заболеть раком”. Он думает, думает, и клетки записывают эту информацию, и, в конце концов, человек сам заболевает раком. Таким образом, в клетках эта информация работает как программа, определяющая все функции клетки.

Мы можем сравнить наше сознание со средствами массовой информации, если вам по телевизору будут что-то говорить вы рано или поздно в это поверите. Если бы во время блокады Ленинграда людям бы постоянно говорили, что всех их усилия бесполезны, что все равно город будет захвачен, что все жертвы и борьба напрасны, то город бы несомненно пал. В истории масса примеров того, как небольшое войско, поверившее в свою силу и победу, побеждало превосходящих по численности противников.

То же самое происходит с нашими клетками. Клетки перестают бороться и сопротивляться, если мы им даем соответствующую установку.

На первом этапе необходимо произносить мантры очень громко, заставляя вибрировать каждую клеточку нашего тела. И тогда клетки могут полностью избавятся от негативных программ. Существуют различные мантры; есть, например, мантры “побеждающие смерть”, то есть останавливающие программы самоуничтожения, есть мантры, которые избавляют от страха или оказывают лечебное действие. Повторяя мантру громко, вы вызываете вибрацию на уровне клеток, и вся негативная информация стирается. Это первый уровень воздействия мантры.

Второй уровень воздействия мантры — это воздействие на энергоинформационное поле, которое состоит из марм (чакр) и связанных с ними энергетических каналов (нади). Существует 108 главных марм и 350 тысяч каналов нади. Каждая марма связана с миром Сварга, где живут существа, достигшие самых высоких ступеней эволюции сознания. К ним относятся девы (полубоги), гандхарвы, киннары, кимпуруши, апсары, муни и другие. Эти существа различаются по своим функциям, и они проецируют свое сознание на мармы, являющиеся центрами саморегуляции в теле каждого живого существа. Например, царь полубогов Индра (Зевс, Юпитер), который известен в христианской традиции, как архангел Михаил, управляет индра-мармой, центром, управляющим печенью. Если печень повреждается в силу различных внешних или внутренних факторов, но марма открыта, то своей силой сознания и своей энергией Индра будет активизировать механизмы саморегуляции, и клетки печени полностью восстановятся. Если же эта марма будет заблокирована в результате, например, гордыни, то энергия этого полубога не будет достигать индра-мармы, и тогда ткань печени будет замещаться соединительной тканью. Но если вы будете произносить мантру, посвященную определенному полубогу шепотом, например, Индре, то она откроет канал и разблокирует индра-марму. Тогда орган будет функционировать гармонично. В этом принципиальная разница между западной и аюрведической медициной. Мантры такого рода повторяются длительное время, пока не будут проработаны проблемы, ставшие причиной заболеваний. Повторение мантры шепотом называется джапой.

Третий уровень воздействия мантры — это воздействие на психику, в первую очередь на ум (манас), в котором собственно и находятся наши различные негативные стереотипы. И в данном случае мантра помогает их разрушить и очистить сознание от деструктивных элементалов. В данном случае мантры можно повторять мысленно. Но прежде чем начать такую практику следует повторять мантру громко, а затем шепотом. Либо использовать все три формы воздействия. Когда вы произносите мантру громко, то воздействуете на все три уровня, если шепотом — то только на эфирное и “тонкое” тело. Если мысленно — только на психику. Следует отметить, чтобы практиковать мантру не обязательно становится йогом или отшельником. Мантра — это инструмент, который необходим каждому современному человеку.

Неаполитанский С. М.: Расскажите, пожалуйста, о конкретных случаях применения мантр в Вашей практике.

Ветров И. И.: Недавно у меня прошел семинар “Оставьте привычку умирать”. Этот семинар был посвящен древней науке кайя-кальпе, науке достижения бессмертия и сохранения молодости. В этом учение есть система специальных мантр. В курс семинара входила и коллективная мантра-медитация. И хотя на семинаре было много людей, которые мало были знакомы с наукой о мантрах, и даже были такие, кто с настороженностью относился к мантратерапии, ссылаясь на то, что у нас, дескать, православная страна, тем не менее не было практически ни одного человека, который бы отказался от участия в мантра-медитации. Слушатели семинара были полностью свободны в принятии решения. Но люди не только не уходили, но даже приводили родственников и друзей, которые вообще ничего не знали о мантрах. И на этом семинаре особое внимание уделялось мантре “побеждающей смерть”, махамритьюнджайе мантре. Эту мантру рекомендовали многие великие святые. Но особое значение этой мантре придавал гималайский Бабджи, последний раз явивший себя миру с 1970 по 1984 г. Кстати, есть мнение, что именно он был учителем Иисуса, когда он до 30 лет вынужден был скрываться в Кашмире и в районе горы Кайлаш. Бабаджи говорил, что нашей цивилизации угрожает смертельная опасность, и негативные мыслеформы, накопившиеся в коллективном сознание, могут привести к уничтожению 96% населения планеты. Но люди могут избежать или, по крайней мере, ослабить влияние глобальных катаклизмов, если будут повторять махамритьюнджайю мантру и откажутся от мяса, как минимум от убийства коров.

Я также сказал слушателям, что если вы будете использовать эту мантру, медитировать на нее, то вы сможете нейтрализовать программу самоуничтожения, которая включена сейчас у 70% людей. Конечно же, повторив один-два раза мантру, этого невозможно добиться, но если практиковать ее хотя бы периодически, то результаты будут самыми неожиданными.

После проведения на семинарах коллективной мантра-медитации многие люди отмечали позитивные изменения. Некоторые, пережив глубокий катарсис, плакали, освобождая через слезы негативные эмоции и психологические комплексы, скопившиеся в их сердцах в течение длительного времени.

Интересен еще один факт, на мантра-медитации присутствовали люди, у которых был рак в довольно запущенном состоянии. После этого шесть человек в течение короткого срока избавились от онкологии, что было подтверждено медицинскими исследованиями. Несомненно, что их заболевание было связано с включением программы самоуничтожения.

Лет семь-восемь назад мы проводили коллективную мантра-медитацию в Риге. Мы использовали защитную Нрисимха-мантру. И через 2 недели мне позвонили из латвийской прокуратуры и сообщили, что в течение этого времени преступность в городе упала в 10 раз и не произошло ни одного убийства. Тогда многие криминалисты усомнились в этом, объяснив это простым совпадением. Когда я приехал вновь и провел несколько подобных мантра-медитаций, преступность уменьшилась на 3-4 недели в 12 раз. Тогда они поверили и даже сообщили об этом удивительном эффекте на одном из центральных телевизионных каналов Латвии.

Неаполитанский С. М.: Что влияет на эффективность мантры?

Ветров И. И.: Прежде чем мантра принесет очевидные плоды ее надо услышать от человека, который сам получил ее из правильного источника. Если человек услышал ее от того, кто был инициирован в эту мантру и хотя бы один раз повторил ее вслед за ним, то он может другим также передавать эту мантру. Таков процесс передачи или посвящения в мантру. Бывает мантру можно услышать и в записи на аудио-носителях. Но опять таки важно то, чей голос записан на диске. Если человек не был посвящен в мантру, то в ней не будет той особой энергии, шакти. Но если записан голос посвященного в мантру, то мантра будет сохранять свою силу даже в записи на диске или кассете.

Также важно сказать, что на начальной стадии, при индивидуальном повторении мантры генерируется мало энергии и трудно за короткий срок достичь реального результата, но если люди собираются вместе, то возникает мощный поток энергии. Если люди объединены возвышенным устремлением, то эффект поразителен. И чем больше людей, тем очевиднее результаты. На одной из моих лекциях во Владивостоке, собралось около семисот человек, и мы получили потрясающие результаты. В Индии по праздникам в храмах собираются десятки, даже сотни тысяч человек, и когда они поют мантры, то достигается трансформация сознания не только этих людей, но и преображается весь мир.

Неаполитанский С. М.: Как применяются мантры в аюрведической практике?

Ветров И. И.: Аюрведические врачи, собирая лекарственные растения, повторяют специальные мантры, увеличивающие их исцеляющие силу. Во время приготовления лекарственных препаратов также повторяются особые аюрведические мантры, как правило обращенные к Дханвантари. Они “оживляют” лекарства. Если человек знает мантру, “оживляющую” лекарства, он может купить лекарство даже в аптеке и произнести над ними мантру. Тогда эффективность лекарства вырастает в десятки раз. В аюрведических канонах для многих терапевтических процедур также предписаны специальные мантры

Неаполитанский С. М.: Какие предварительные условия требуются для практики мантр?

Ветров И. И.: Есть мантры, которые начинают работать сразу, это маха-мантры: ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ, или АУМ НАМАХ ШИВАЙЯ, или ДЖАЙА ШРИ КРИШНА ЧАЙТАНЙА ПРАБХУ НИТЙАНАНДА ШРИ АДВАЙТА ГАДАДХАРА ШРИ ВАСАДИ-ГАУРА БХАКТА ВРИНДА. Есть мантры, которые начинают действовать, после того, как их “оживляют” длительным повторением. Некоторые мантры повторяют 108 раз, другие тысячи раз. Есть даже такие мантры, которые, чтобы их “оживить”, требуется повторить сто тысяч раз, при этом не принимая пищи и даже воды. Таковы условия для пробуждения энергии мантры, которая вызывает действие брахма-астры, одного из самых сильных оружий.

Значение Мантры

Результат повторения мантры будет определяться ее значением и сознанием человека, которые ее повторяет. Во время посвящения духовных учитель объясняет смысл мантры, чтобы ученик мог медитировать на правильное значение и повторять ее в правильном сознании. В Санат-кумара-самхите говорится: “Во время посвящения духовный учитель произнесет две мантры над правым ухом и объяснит значение этих мантр“. “Преданный получает мантру из уст истинного духовного учителя, которые объясняет ученику значение и окончательную цель мантры.”

Майавади тоже повторяют Харе Кришна мантру, но из-за своих неверных представлений они получают несовершенный результат. Их повторение подобно принятию лекарственной капсулы, внутри которой находится яд. Снаружи она выглядит как настоящая, но внутри нее смерть! И все равно, исполняющая желания нама дарует им милость, несмотря на их неверные представления.

“Повторение мантры майавади – это не настоящее повторение. Звук святого имени исходит из их уст, но он лишен энергии Господа. Их повторение исполнено стремлениями к освобождению и чувственным удовольствием, и все это время они думают, что имя Господа материально. Однако, намабхаса (тень святого имени) – это древо желаний, ибо она дает майавади саюджья мукти, которого они так желают.”

Читайте также:  Мантра для развития интуиции: очень мощная

Следующие цитаты из шастр подтверждают, что для того, чтобы достичь Кришна-премы, необходимо повторять Харе Кришна маха-мантру с правильными представлениями и сознанием. Тогда святое имя будет, как сказал Шрила Прабхупада, “Танцевать на кончике Вашего языка”.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дает исключительно красноречивое, реализованное описание этих важных моментов:

“Святое имя Кришны означает божественный звук. Его можно сравнить с лекарственной капсулой. Капсула – это не лекарство. Внешне одна капсула может выглядеть так же, как и другая, но в нутри одной капсулы может быть лекарство, а внутри другой – цианистый калий. Сама по себе капсула – это не лекарство. Кришна – это не звук святого имени Кришны; Кришна – внутри звука. Святое имя должно быть заряжено правлильным духом, а не какими-то мирскими сентиментами.

Божественный звук святого имени должен проистекать из источника, лежащего за пределами иллюзии или майи. Звук должен исходить с Голока-Вриндаваны. Просто физический звук – это не святое имя Кришны. Просто повторение слогов святого имени называется “майским” звуком. Он лишен духоной сущности. Оскорбительное повторение святого имени безжизненно.

Самой важной вещью при повторении святого имени является духовная реализация, которая лежит в его основе – это настоящее имя. Магнитофон может произносить святое имя Кришны, подобно попугаю. Но физический звук – это не Кришна. За ним должна стоять духовная истина, которая обладает сознанием. Невозможно захватить святое имя Кришны просто произнося его слоги при помощи языка. Равана хотел захватить Ситу, и он думал, что это ему удалось. Но в действительности он даже не прикоснулся к ее божественому телу. Равана захватил лишь мирскую копию Ситадеви, поделку, которую можно сравнить со статуей Ситы.

В момент смерти Ганди произнес: “Рама, Рама.” Каким было его назначенпе? Чистое имя Кришны лежит не на устах, а в сердце. В кончном итоге, оно идет за пределы сердца, и достигает обители Кришны. Когда Кришна нисходит, святое имя нисходит через сердце, и заставляет шевелиться губы и язык. Этот звук и является святым именем Кришны. Когда Кришна в форме звука нисходит из трансцендентного мира в сердце, а из сердца, овладевая всеми аспектами нашей нервной сестемы, приходит к губам и языку и начинает танцевать там, то это и есть Кришна-нама.

Этот звук не порожден в мирской обители. Духовный звук низошел в эту обитель. Он может низойти, но мы не можем так легко подняться туда. Святое имя можно осознать лишь когда мы обращаемся к нему с очень сильным духом служения. В это время Кришна сам может низойти по Своей милости, привлеченный нашим чистым духом служения.

Тогда Кришна может повлиять на этот элемент и произвести трансцендентный звук, и начать танцевать в этой мирской обители. Это и есть святое имя Кришны, вайкунтха-нама, настоящее имя Кришны. Мы не можем произвести его при помощи своих губ. Звук, который мы создаем благодаря своим физическим и умственным способностям, – это не Кришна. Он безразличен к любым звукам, которые мы произносим. Однако, поскольку Он всем управляет, Он может явиться где угодно, в любой форме, в любом месте, в любом звуке.”

Шрила Прабхупада подтверждает это: “Они могут повторять, но они должны понять этот процесс повторения, это будет более действенным. Любой может повторять, но они должны знать, что “если я буду повторять должным образом, это будет более действенным.” Есть одна песня Бхактвинода Тхакура: “Произносятся лишь звуки алфавита, но это не нама“. Намакшара – Харе Кришна, буквы, произносятся, но это не святое имя.”

Шрила Прабхупада дает следующее объяснение Харе Кришна маха-мантре:

“Слово Хара – это форма обращения к энергии Господа, а слова Кришна и Рама – это формы обращения к Самому Господу. Кришна и Рама означают высшее наслаждение, а Хара – это верховная энергия наслаждения Господа, в звательном падеже – Харе. Верховная энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Господа.

Материальная энергия, называемая майей, – это также одна из многочисленных энергий Господа. Живые существа описываются как высшие по отношению к материальной энергией. Когда высшая энергия соприкасается с низшей энергией, возникает несовместимая ситуация. Но когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, именуемой Хара, оно восстанавливается в счастливом, здоровом состоянии.

Эти три слова, а именно, Хара, Кришна и Рама – трансцендентные семена маха-мантры. Повторение мантры – это духовный призыв к Господу и Его энергии с просьбой дать защиту обусловленной душе. Это повторение в точности подобно плачу ребенка, зовущего свою маму. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа Отца, и Господь раскрывает Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

В этот век ссор и лицемерия нет иного средства духовного осознания столь же действенного, как маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе”.

“Преданность можно увидеть, когда человек плачет, вспоминая святое имя Господа Кришны. Тот, кто плачет, произнося: “Кришна!” – воистину произносит имя Кришны. Воистину произнести “Кришна!” невозможно благодаря богатству или благородному происхождению.”

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет значение маха-мантры: “Харе Кришна маха-мантра не имеет ничего общего с Рама-лилой. Имя Рама означает Радха Рамана Рама, или Кришна, который доставляет наслаждение Шримати Радхарани. Гаудия Вайшнавы придерживаются тому, что маха-мантра – это на 100% сознание Кришны, а не сознание Рамы. За наш духовный прогресс отвечает внутреннее представление о мантре.

Если, произнося “Рама” человек думает о Господе Рамачандре, его влечение приведет его в Айодхью (святую обитель Рамы). Если преданный произносит “Рама”, думая, что “Рама” означает Радха Рамана Рама, тогда он отправится на Голока-Вриндавану. Внутренние представления преданного определят его назначение. Харе – это звательный падеж от имени Хара, что означает Радха. Хара (Радха) означает “та, кто может похитить даже внимание Кришны, Хари.”

“Харе означает Хара или Радха, которая похищает ум Кришны Своей несравненной любовью и нежностью. Криш означает “привлекать”, а На означает высшее блаженство. Кришна – воплощение высшего блаженства. Ра означает изгонять все грехи, а Ма означает закрытую дверь, которая не дает грехам войти вновь. Рама означает имя Бога, который всегда наслаждается любовными играми со Своей вечной супругой Шримати Радхикой.”

Шрила Прабхупада дал такое значение Харе Кришна маха-мантры: “О Харе, О Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам, чтобы я мог избавиться от служения майе.”

Бхактивинод Тхакур молится святым именам, содержащимся в маха-манте, чтобы они заняли его в чистом преданном служении. “О Хари! О Кришна! О Рама! Пожалуйста, привлеки, плените и очистите мой ум. Пожалуйста, сделай меня способным наслаждаться Твоим трансцендентным именем, формой, качествами, играми и т.д. Пожалуйста, сделай меня достойным, и укажи мне какое-то особенное служение, которое, по Твоей милости, я бы мог совершать, памятуя Твое трансцендентное имя, форму, качества и игры.

“Пожалуйста, позволь мне слушать о Твоих сокровеннейших играх из уст Твоего самого дорогого преданного. О Радха и Кришна! О Хари! Приняв меня одним из Своих слуг, пожалуйста, делайте со мной все, что пожелаете.”

В соответсвии с различными уровнями духовного осознания существуют различные понимания значения маха-мантры. Ниже мы приводим различные авторитетные значения Харе Кришна маха-мантре, которые могут отражать существующие представления читателя, или породить или вдохновить на новое понимание.

В Хари-бхакти-виласе дается следующе значение Харе Криша маха-мантры:

Харе –О Радха, пожалуйста, привлеки мой ум, и освободи меня от материального мира.

Кришна –О Кришна, пожалуйста, привлеки мой ум.

Харе – О Радха, привлеки мое сердце, раскрыв мне Свою сладость.

Кришна – О Кришна, очисти мой ум, дав мне знание о том, как поклоняться Тебе через Твоего чистого преданного

Кришна – О Кришна, дай мне твердую веру, чтобы я смог по достоинству оценить Твое имя, качества, и игры.

Кришна – О Кришна, пусть я разовью вкус к служению Тебе

Харе – О Радха, пожалуйста, сделай меня достойным нести служение Тебе.

Харе – О Радха, пожалуйста, скажи, как я могу служить Тебе.

Харе – О Радха, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своим возлюбленным Шьямасундарой.

Рама – О Кришна, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своей возлюбленной Радхарани.

Харе – О Радха, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своим возлюбленным Мадхавой.

Рама – О Кришна, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своей возлюбленной Шримати Радхикой.

Рама – О Кришна, пожалуйста, займи меня памятованием о Твоем сладостном имени, форме, качествах и играх.

Рама – О Кришна, сделай меня достойным служеть Тебе.

Харе – О Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.

Харе – О Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.

Теперь мы приведем разнообразные значения маха-мантры, данные Шрилой Рагхунатхой Дасом Госвами, Шри Дживой Госвами, Гопалом Гуру Госвами и Бхактивинодом Тхакуром.

Слово Харе – это звательный падеж от двух слов: Хари (Кришна) и Хара (Радха). Сперва мы дадим значение Харе, отосящееся к Хари или Кришне, а затем относящееся к Хара или Радхе. Ачарьи дают значения слов мантры с точки зрения Радхи, Кришн или обусловленной души.

Хари (пленять, захватывать, уносить, лев)

Ø О Хари! Пожалуйста, плени мой ум и Своей непревзойденной сладостью освободи меня от рабства

Ø Хари пленяет ум Радхи Своими удивительными играми

Ø О Хари! Мой (Радхи) ум пленяется, когда Я слышу Твое имя и сладость.

Ø О Хари! Когда я вспоминаю Твое имя, Ты уносишь все мои грехи, дурные поступки, невежество и тройственные страдания.

Ø Хари уносит умы всех обусловленных душ, поскольку Он прекраснее, чем миллиарды Купидонов.

Ø Хари уносит умы всех других аватар

Ø Хари уносит страдания Враджаваси, когда Он возвращается во Вриндаван.

Ø Своей очаровательной игрой на флейте, Хари уносит весь страх, терпение, скромность и серьезность Радхи.

Ø В своих трансцендентных играх с Радхой Хари напоминает льва.

Хара (Возвращать, пленять, хватать или уносить)

Ø Хара (Радха) вернула Кришну во Вриндаван после того, как Он уехал в Матхуру, чтобы убить Камсу.

Ø Хара (Радха) пленяет ум Кришны своим разумом

Ø Хара (Радха) пленяет ум Кришны в конце танца раса и убегает.

Ø Хара означает Радха, которая своей сильной любовью заставляет Кришну выронить Свою флейту, после чего Она немедленно хватает ее.

Ø Хара уносит страдания Своих преданных и каждый день дает им счастье.

Ø Радху называют Хара, поскольку после того, как Кришна убил Ариштасуру, Радха с любовью обратилась к Нему: “О Хари!”

Кришна (сочетание двух слогов: Криш означает привлекать, притягивать, тянуть, существующий или черный; на означает блажеснство и удовлетворение)

Ø Кришна привел все святые места в Шьяма-кунду

Ø Деяния Кришны всегда привлекают сердце Радхи

Ø Кришна влечет Радху в лес Своей игрой на флейте

Ø Аромат, исходящий от тела Кришны, влечет Радху в леса Вриндавана

Ø Радха притягивает Кришну в леса Вриндавана

Ø Кришна притягивает ум Радхи сладкими звуками Своей флейты, красотой и пленяющими качествами

Ø Кришна как Говинда обладает трансцендентной формой, исполненной вечности, знания и блаженства.

Ø Кришна – единственный источник блаженства для обитателей Гокулы.

Ø Когда Кришна играет с Радхой, сияние Его темного тела заставляет сияющее золото (Радху) также выглядеть темным.

Рама (восихщать, наслаждаться. черпать наслаждение)

Ø Рама (Кришна) восхищает Радху Своим остроумием и внешностью

Ø Кришна всегда наслаждается Своими удивительными играми с Радхой

Ø Йоги черпают наслаждения, созерцая Сверхдушу, Кришну – подлинный источник трансцендентного блаженства

Ø Умы преданных всехга черпают наслаждение, думая о Кришне

Ø Кришна доставил наслаждение Враджаваси, проглотив лесной пожар.

Ø Шива сказал Парвати: “Скажи Ра, и все грехи уйдут. Скажи Ма и они никогда не смогут вернуться.”

Санат-Кумара Самхита упоминает, что произнося следующие пять молитв, “человек быстро обретет непосредственное служение Радхе и Кришне.” Поскольку Харе Кришна маха-мантра – это йугала-мантра, или неотлична от Радхи и Кришны, можно обращать эти молитвы маха-мантре. В действительности, многие преданные могут найти следующие молитвы более подходящими для их уровня духовного прогресса:

1. О Радха и Кришна, пожалуйста, спасите меня из океана рождения и смерти. Пожалуйста, спасите меня от проблем, которые создают дом, семья и друзья. Пожалуйста разрубите на части все страхи Своих верных преданных.

2. О Радха и Кришна, сегодня я приношу себя и все, что у меня есть в этой и в следующей жизни, к Вашим лотосным стопам.

3. О Радха и Кришна, я вместилище всех оскорблений. Я отвергнул все духовные обязанности. У мне нет иного прибежища. О Радха и Кришна, О Мои Повелители, пожалуйста, дайте мне Свое прибежище.

4. О Повелитель Радхи, я Твой. О возолюбленная Господа Кришны, я Твой. А приношу Вам свои мысли, слова и поступки. Вы цель моей жизни.

5. О Радха и Кришна, Вы подобны двум огромным океанам милости. Пожалуйста, будьте милостивы ко мне. Я принимаю у Вас прибежище. Я вручаю себя Вам. Пожалуйста, займите это грешника и оскорбителя в божественном служении Вам.

Прабодхананда Сарасвати дает немного иное значение маха-мантры. Он объясняет, что, повторяя имена Кришны, Гаудия Вайшнавы молят Господа занять их в служении лотосным стопам Его возлюбленной Шримати Радхики:

“Постоянно медитируя на Шри Кришну, чья голова украшена павлиньим пером, повторяя Его сладостные святые имена, служа Его лотосным стопам, и повторяя джапу Его мантр, мы с нетерпением стремимся обрести служение лотосным стопам Шримати Радхарани. Постянно думая подобным образом, и по Ее беспричинной милости, в сердце пробудется глубокая спонтанная привязанность к Ее лотосным стопам.”

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 407 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию