Посидеть на дорожку: откуда взялся обычай

Зачем «сидеть на дорожку»? 10 объяснений самых известных примет

Даже в XXI веке образованные люди, которые не верят ни в Бога, ни в чёрта, возьмут и присядут на дорожку. Или забежит в квартиру, бросит на пол свою модную сумку, а потом спохватится: «На пол нельзя класть, вот на стул лучше кину». Вернётся и кинет на стул. Все эти приметы могут казаться смешными и абсурдными. Ну как сумка, которая стоит на полу, может лишить денег? А всё равно внутри начинает шевелиться неприятный червячок, и на всякий случай человек поступает не так, как хотел сначала.

Как же объясняются самые известные приметы, о которых мы слышали с детства? Стоит ли прислушиваться к голосу предков, который доносится до нас буквально из глубины веков, или надо начисто его в себе заглушить и смело убегать в дальний путь, не «присев на дорожку»?

Просыпать соль — к ссоре

Здесь объяснение довольно простое. Это сейчас соль стоит очень дёшево, но буквально 100–150 лет назад её было тяжело достать. Всё дело в том, что предложение не успевало за спросом, технологии производства соли были несовершенны. Кроме этого, государства жёстко контролировали процесс добычи, выдавая лицензии только некоторым компаниям.

Раз этот продукт был дефицитным и дорогим, то его и нужно было беречь и употреблять только по назначению, а не просыпать попусту на пол. Легко предположить, что если рассыпал соль, то другие члены семьи были этим проступком рассержены. Могли и отругать «криворукого» родственника.

Перед дальней дорогой надо всем присесть

Это суеверие объясняется тем, что домовые, мол, страшно не любят, когда из членов семьи покидает жилище. этого он может расстроиться и начать шалить, например, забрать и спрятать важную для уезжающих вещь или договориться с прочими духами, чтобы они помешали поездке и вернули домой уезжающих поскорее. Жильцы присаживаются, чтобы убедить своего домового, что суеты никакой нет, никто никуда не собирается. Мы просто играли в сборы и вот теперь сели отдыхать. Домовой расслабится и не станет ничего прятать и мешать, а когда спохватится, будет уже поздно, и путешественников и след простынет.

Это волшебное объяснение суеверия, практическое же сводится к тому, что сборы — это всегда суета, и перед выходом нужно дать себе хоть минутку спокойствия. За это время можно вспомнить, выключен ли утюг и лежат ли паспорта в боковом отсеке чемодана.

Возвращаться нельзя, а если вернулся — посмотри в зеркало

У этой приметы практического значения нет, либо оно было в давние времена, и сейчас сложно восстановить картину и понять действительную надобность такой приметы. Зато есть несколько магических объяснений.

Человек, возвращаясь, меняет заданное направление движения энергии на противоположное. Вероятно, это чревато разнообразными несчастьями. Чтобы запустить ход энергии снова в нужном направлении, надо посмотреть в зеркало. Правда, по этой логике, если человек посмотрел в зеркало перед выходом из дома в первый раз, то это было равносильно возвращению за забытой вещью, раз «энергия перезапускается».

Кроме этого, примета объясняется пересечением порога, который раньше считался мистическим местом в доме: его считали границей между мирами. Пересечение порога в обратном направлении за забытой вещью нежелательно, так как сбивается настрой путника. И всю дорогу теперь он пройдёт с неправильным настроем.

Если поставить сумку на пол — денег не будет

Если веник ставить ручкой вверх — денег не будет, если свистеть — денег не будет. Наличие денег очень сильно волнует людей, поэтому они стараются правдами и неправдами их приманить. На самом деле, денег не будет, если их безрассудно тратить, если не работать или если работать на плохо оплачиваемой работе.

Итак, про сумку. Пол — это волшебное место в доме. Там обитает вся нечистая сила (правда, пол в многоэтажках — это и потолок, но неважно). Вся негативная энергия собирается на полу. И если поставит сумку на пол, то вся энергия «сбежится» в эту сумку, и придётся принести её к себе в дом. Со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, если в сумке есть деньги, то нельзя, чтобы деньги соприкасались с чужой негативной энергией, да и со своей -тоже, а то «обидятся» и все уйдут.

Практическое объяснение приметы может сводиться к тому, что пол может быть грязным, а зачем пачкать вещь? Опять же, в давние времена к вещам относились бережно, производили меньше, чем было нужно, поэтому и берегли. Буквально ещё 70–80 лет назад в деревнях на пятерых детей были одни валенки, бумаги не было, школьники писали на газетах между строк. Конечно, если у заводилась настоящая сумка, то её хотелось холить и беречь, поэтому и не бросали на пол.

Беременным нельзя шить

При этом беременным можно участвовать в покосах и работать наравне с мужчинами. Но если женщина будет шить, и нитка запутается, то и у ребёнка запутается судьба, и он будет несчастливым или больным, или, не дай бог, вообще мёртвым родится.

Вокруг беременности и родов ходило столько суеверий и примет, что не счесть. Перинатальной медицины просто не было, и любых патологий в родах могли умереть и мама, и малыш. Беременность для женщины была смертельной опасностью, поэтому и суеверий вокруг неё расплодилось множество.

В примете есть небольшое рациональное зерно. Беременным действительно вредно долго находиться без движения, особенно на поздних сроках, нужно двигаться, много гулять. Рукоделие же предполагает долгое неподвижное сидение в одной позе.

С ножа есть — злым быть

Значение этой приметы сводится к тому, что нож — это в первую очередь оружие. Он забирал жизни у врагов, а значит, обладает колоссальной энергией, причём едва ли положительной. Если человек ест с ножа, то эта негативная энергия переходит в него, и он становится злым.

Смысл такого суеверия в том, что есть с ножа опасно — можно порезаться. Порезы ротовой полости весьма неприятны, поэтому едва ли человек, который порезал себе губу или язык, будет очень счастлив и добр.

Нельзя бить яйца о стол

«Стол — божий престол», «Стол — божья длань», «По столу стучать — покойников по лбу бить», — наверняка все слышали подобное в детстве от бабушек. Откуда пошла эта примета? В древности столу, как и порогу, приписывали мистические свойства. Со стола люди ели, а значит, получали жизненные силы. Конечно, нужно относиться к такому месту уважительно, нельзя на него садиться и разбивать об него яйца тоже нельзя. Иначе духи стола могут разгневаться и забрать у людей еду.

Скорее всего, истинная причина этого суеверия заключается в том, что если яйцами постоянно будут стучать о стол, то это приведёт к порче его поверхности.

Чёрная кошка перебежала дорогу — к несчастью

Сразу надо заметить, что не у всех народов именно чёрный кот приносит несчастье, в Великобритании он, наоборот, — к удаче. Уже это говорит об абсурдности суеверия. Надо полагать, здесь у людей просто работают ассоциации: чёрный — цвет ночи, а ночь всегда страшна и загадочна. Тёмные силы любят ночь, рядом с колдунами изображают чёрных кошек, следовательно, если чёрная кошка перебегает дорогу, то, значит, нечистые силы её пустили на путь человека.

Разбитое зеркало — к несчастью

История возникновения этой приметы похожа на историю с солью. Зеркала в давние времена были редкими вещами, поэтому с ними старались обращаться с максимальной осторожностью. Кроме обычной дороговизны этого предмета, есть ещё одна причина, почему раньше боялись разбивать зеркала. Бывало, что для изготовления амальгамы использовали ртуть. Как известно, её пары ядовиты, и разбитое зеркало в прямом смысле могло навредить здоровью хозяина.

Магический смысл в том, что зеркало «записывает» в себе информацию о том, что в нём отражается. Именно поэтому зеркала завешивают, когда в доме появляется покойник. Если разбить зеркало, то вся энергия, которая в нём содержится, вырвется наружу и может принести горе.

Птичий помёт — к деньгам

Суеверные люди считают, что птицы являются посредниками между землёй и небом. Если они посылают человеку, то это добрый знак, даже если это — их испражнения. Люди могли придумать это просто для того, чтобы скрасить свои неприятные чувства от этого события. Теперь уже друзья не будут смеяться, как оголтелые, они улыбнутся и скажут, что это к деньгам, может, даже позавидуют. Машину придётся заново мыть — ничего, это к деньгам. Голову придётся заново мыть — это вообще к шальным деньгам. Правда, придётся вернуться домой с полпути, но если посмотреть в зеркало, то негативное действие этой приметы нивелируется.

Приметы и суеверия работают только для тех, кто в них верит. Не верьте, вам повезло жить в просвещенный век, чёрная кошка — это просто животное, соль не принесёт неудачу, а беременная может шить и вязать сколько хочет, если регулярно наблюдается у врача.

Присесть на дорожку

Народная традиция «присесть на дорожку» зародилась в древнеславянские времена еще у наших предков-язычников и актуальна в обиходе современного человека до сих пор. Она укрепилась в народе, став неотъемлемой частью процесса сбора в дорогу и прощания с уезжающими.

Суть данной русской традиции состоит в том, что перед отъездом в дальние края, когда чемоданы и сумки приготовлены, люди одеты, обуты и готовы к выходу и напоследок «присаживаются на дорожку». Причем присесть нужно всем: и отъезжающим, и остающимся. Присесть достаточно на минутку, при этом принято помолчать, собравшись с мыслями.

Спокойно, без беготни и суеты вспомните, все ли вещи, билеты, документы взяты с собой. Посмотрите на окружающих, возьмите с собой частичку тепла того дома, из которого уезжаете.

Благодаря тому, что эта старинная русская традиция содержит в себе житейскую мудрость и опыт предыдущих поколений, ее жизнь исчисляется уже несколькими сотнями лет.

История русской традиции «присесть на дорожку»

Древнерусская традиция «присесть на дорожку» имеет языческое происхождение. В народе верили, что если сорваться с места и отправиться в дорогу наспех, то домовой последует за уехавшими, а оставшийся без присмотра дом просто-напросто погибнет.

Таким образом люди делали вид, якобы никуда не уезжают, обманывая домового, чтобы ни он, ни злые духи не присоединились к покидающим жилье.

Кроме того, было принято считать, что в эту минуту домовой может дать знак в случае, если предстоящая дорога предвещает опасность. За знак можно было принять падение посуды, предметов со стен и в таком случае поездку следовало отменить.

И отъезжающие, и провожающие произносили про себя определенные заговоры на добрую дорогу и скорейшее возвращение. Существовали заговоры на благополучный путь, на защиту от зла и неудач как на покидающих дом, так и на охрану жилья.

После нужно было помолиться, оставив всю суету, беспокойство, чтобы обрести внутреннюю гармонию, поскольку в пути нужно быть собранными. На то, чтобы произнести молитву и настроиться на добрую дорогу, как раз и требовалось около минуты.

Современное следование традиции

В наши дни мало кто знает истоки и значение старинной русской традиции «присесть на дорожку» и поэтому если и соблюдают данный обычай, то делают это по привычке, не задумываясь о его смысле. Как правило, слова «Ну, присядем на дорожку!» произносят мудрые люди с жизненным опытом, после чего всем присутствующим нужно присесть у выхода хотя бы на чемоданы и непродолжительное время помолчать.

Уход, то есть прекращение оседлого образа жизни и отправление в дорогу можно отнести к одному из этнических стереотипов поведения, которое является закономерной реакцией в ситуациях, происходящих в рамках традиции. Уход мог быть вызван отправлением на заработки в город, на промыслы в лес, на службу в армию, в разбойники, даже замуж или связан со сменой места жительства. В зависимости от целей отличалась продолжительность обрядов прощания, а также уровень их ритуализации. С другой стороны, в осмыслении ситуации присутствуют общие и представления, которые определяли правила ее включения в культурный контекст.

Читайте также:  К чему чешется нос: примета, значение

Сам уход согласно русскому восприятию относился к нестандартному явлению (кризисному либо праздничному) и трактовался как перерыв, а не продолжение обыденного течения быта, что объясняет повышенную ритуализацию обычая.

Русская народная традиция «присесть на дорожку» представлена в фольклорных текстах различных жанров. Однако большинство из них уход видят как кризисное событие. Например, в сказках Иван отправляется в дальний путь за тридевять земель, когда у него или его близких что-то похищают (невесту, урожай), то есть он что-то теряет.

Согласно старинной традиции «присесть на дорожку», еще в XIX в. рекруты за неделю, а порой и за 1-2 месяца перед призывом переставали участвовать в обычных работах и начинали гулять. Если девушка отправлялась в монастырь, то примерно в течение недели до этого она прощалась с родными и близкими — современные студентки примерно столько же готовятся после каникул перед поездкой на учебу. Если семья переезжала на другое место жительства, то имущество начинали продавать заблаговременно, то есть за несколько месяцев, чтобы вовремя подготовиться к предстоящей дороге. Так время между домом и дорогой могло составлять от нескольких минут до месяцев, а собравшиеся в путь находились при этом в особом промежуточном состоянии и в статусе ушедшего.

Некоторые люди культивируют данный статус и превращают его в свой образ ускользающей от контроля жизни. Примеры таких людей есть можно взять из истории: это старообрядцы-бегуны, которые постоянно находились не в странствии, а именно в состоянии побега.

Современное выражение культа ухода присутствует в молодежной субкультуре, примером является путешествие автостопом.

Происхождение и значение приметы — присесть на дорожку

До наших дней дошло множество древних примет, в которые верит современный человек. Каждый знает, что перед путешествием нужно посидеть на дорожку. Но мало кто задумывается, откуда пошло это поверье.

Откуда пошла традиция присесть на дорожку

Посидеть на дорожку – это древняя языческая традиция. Она была распространена у всех славянских народов и сохранилась до сегодняшнего дня. Есть несколько версий происхождения этого обычая:

  1. Славяне верили, что нельзя со спешкой покидать свое жилище. В таком случае домовой отправляется в путь за хозяином, а дом остается без защитника, потусторонние силы могут проникнуть в помещение. Присесть на дорожку – значит показать, что хозяин никуда не собирается уходить. Таким способом получится обмануть злого духа и не впустить его к себе.
  2. Следующая версия тоже связана с домовым. Считалось, что покидая дом, нужно посидеть и перечислить все вещи, которые человек собирает с собой в путь. Таким образом, домовой поймет, что у него не украли, поэтому не позволит их забыть в другом месте. В то же время человек набирался энергией собственного жилища, что придавало сил на дальний путь.
  3. Религиозные люди перед дорогой присаживались и читали молитву. Такой обычай существовал до революции и со временем исчез. Сегодня верующий человек возвращается к этой традиции.
  4. В древности воины перед дорогой в бой обязательно присаживались. Считалось, что так человек набирается сил от родного дома. Отсюда пошло и другое поверье. Если воин не возвращался из боя, в жилище все равно оставалась его энергетика.
  5. Существовал еще один древний ритуал, который, возможно, стал истоком приметы «посидеть на дорожку». Когда мужчина собирался на охоту, он усаживался на стул рядом с дверью. В это время жена собирала ему еду в дорогу и личные вещи. У некоторых народностей эта традиция живет до сих пор.

С обычаем присаживаться в древнейшие времена были связаны и другие приметы. Существовало поверье, что, приседая, можно увидеть или услышать какой-нибудь знак от домового. Например, упала посуда или картина со стены – жди беды в дороге.

Человек, покидающий свой кров, обязательно произносил заговор. В молитве просили об удаче в дороге или о сохранении имущества.

Значение приметы

Обычай посидеть перед уходом из дома известен на протяжении нескольких веков. Сейчас он уже не несет в себе глубокого сакрального смысла, но считается хорошей приметой.

Выражение «присядем на дорожку» трансформировалось в привычку. Это добрая традиция прощания с кровом или провожания близких.

Прямо перед выходом нужно присесть, подумать о хорошем. Возможно, вспомнить все ли вещи и документы собраны. Таким образом, человек уходит из дома с теплым чувством, «уносит» с собой счастливые воспоминания.

Присесть на дорожку – значит попрощаться с домом, набраться духа и уверенности перед далеким путешествием.

Многие люди до сих пор верят в домового. Они присаживаются на дорожку, чтобы не разозлить его и создать видимость спокойствия. Покидать дом в спешке – плохая примета. Домовой может нашалить и спрятать важную для поездки вещь или наслать неприятности в пути.

Современная трактовка

Сегодня уже мало кто задумывается о значении приметы «присесть на дорогу», но каждый ее соблюдает. Обычно такое выражение звучит от старшего поколения и передается молодым. Но все же теперь это больше традиция, чем суеверие. Так говорят, чтобы создать дружескую атмосферу. Если провожают гостей, то эта фраза произносится, чтобы показать, что хозяевам жалко с ними прощаться.


Кроме того, у обычая есть и практическое значение:

  • 1 минута не вызовет большой задержки, но создаст правильный настрой на путешествие;
  • за это время можно вспомнить о забытых документах и вещах, проверить, выключен ли газ, свет или вода;
  • человек покидает свое жилище со спокойной душой и уверенностью, что оставляет помещение в порядке.

Присесть на дорожку – это исконно русская традиция. Она относится к хорошим приметам. Сосредоточиться перед предстоящим путешествием не будет лишним. Этот обычай напоминает, что не стоит суетиться, нужно дать себе хотя бы минуту на спокойствие.

Присесть на дорожку – примета полезная

Традиция «присесть на дорожку» известна с давних времен, а выражение это произносят практически в каждой семье перед тем, как отправиться в поездку или длительное путешествие. Затем все садятся, – кто на стул, а кто – прямо на чемодан или рюкзак. Посидев молча пару минут, встают и выходят за дверь.

Этот старый добрый русский обычай помогает расслабиться перед дорогой, подумать, не забыто ли что-то важное, чтобы не пришлось возвращаться с полпути. А еще есть древняя примета, которая говорит, что если присесть на дорожку, то путь будет легким, а дело, с которым связана поездка, – удачным.

Многие следуют этой традиции, даже не задумываясь, зачем им вдруг понадобилось немного посидеть перед дорогой. Ведь обычаи, даже значения которых люди не знают, прочно вошли в нашу жизнь.

Тем не менее, в примете, советующей присесть на дорожку, содержится немало скрытого смысла, а традиция эта имеет глубокие мистические корни, о которых большинство из нас даже не подозревает.

Присесть на дорожку – откуда пошла примета

В древние времена большинство событий в жизни человека сопровождались особыми ритуалами и обрядами, а обычай присесть перед дорожкой, – один из них. Связан он с поверьем, что нечисть очень любит привязываться к путнику и устраивать ему разные неприятности в дороге.

Так и возникла традиция присесть на дорожку, – когда собирались куда-то ехать, чтобы «обвести вокруг пальца» злых духов и не позволить им сопровождать уезжающих, присаживались на лавки, ящики, скамейки. Молча сидели и делали вид, что никто никуда не собирается. Нечистая сила думала, что все остаются дома, и не увязывалась следом.

Есть и более практическое объяснение приметы, советующей присесть на дорожку. У наших предков было принято перед дальней дорогой обязательно обращаться к Богам, чтобы обеспечить себе покровительство Высших сил. Позже, с приходом христианства, эта традиция приняла другой вид – люди, отправляясь в путь, читали церковные молитвы.

После революции верующие продолжали молиться перед дорогой, но стали делали это мысленно, «про себя», чтобы не привлекать излишнего внимания. А вот более молодое поколение, воспитанное уже в советское время, запомнило лишь внешнюю сторону обычая, продолжая его соблюдать.

Еще одно объяснение старого доброго русского обычая посидеть и помолчать перед дорогой связано с Домовым – мифологическим существом древних славян – хранителем дома, защитником людей и домашнего очага.

Наши предки верили, что Домовой, обязательно живущий в каждом доме и внимательно следящий за порядком в нем, бывает очень недоволен, если кто-то из домочадцев надолго уезжает, да еще и часть имущества забирает с собой.

Чтобы задобрить и утешить Домового, к нему проявляли уважение, – присаживались перед дорогой и мысленно вспоминали все вещи, собранные в путь. Считалось, что тогда хозяин дома не только не станет гневаться, но и обязательно даст несколько полезных советов на дорожку, да еще и напомнит о забытых впопыхах вещах. Кстати, из поездки Домовому обязательно привозили подарок. Так благодарили духа за внимание и заботу.

Возможно, традиция присесть на дорожку пошла также и от приметы, которая предупреждает, что если забыли что-то и пришлось вернуться домой с полпути, то «дороги не будет», – духи подумают, что человек пытался их обмануть, и начнут строить еще больше препятствий на пути.

Потому справедливо и считали наши предки, что лучше потратить несколько минут, посидев и подумав перед выходом из дома, чем привлекать к себе опасности и неудачи, вернувшись за забытой вещью.

Если же так случилось, что вернуться все же пришлось, то перед тем, как снова выйти из дома, нужно на несколько мгновений остановиться перед дверью, посмотреть в зеркало и поругать свое отражение за забывчивость.

Полезную примету посидеть на дорожку можно объяснить и с точки зрения психологии. Человек, остановившись после сборов в дорогу и взяв паузу, расслабляется и погружается в раздумья о предстоящем путешествии.

В этот момент появляется возможность передумать, если есть сомнения в необходимости поездки. Если же их нет, то человек мысленно представляет себе путь, настраивается на дорогу, убирая все вероятные сложности и препятствия. Так человек настраивается на удачу и успех, наполняется позитивной энергией.

Посидим на дорожку и другие туристические суеверия

Поскольку путешествия всегда были связаны с рисками, как и работа летчиков и мореплавателей, примет в этой области больше всего.

Приметы рождаются из неспособности человека определять причинно-следственные связи в окружающей природе ‒ уверены антропологи. Но суеверные скажут: «Черная кошка ‒ чем не причина, а неудача ‒ чем не следствие?». И поскольку путешествия всегда были связаны с рисками, как и работа летчиков и мореплавателей, примет в этой области больше всего.

Перед выходом из дома

Непосредственно перед дорогой народная мудрость категорически запрещает мыться, стричься, подметать и мыть пол, зашивать старую одежду, надевать новую, мыть свое транспортное средство и делать множество других объективно полезных вещей. Поэтому прежде чем выйти за порог, мы садимся на чемодан с печальным видом ‒ немного помолчать о том, что голова наша не очень чистая, в квартире бардак и пуговица на рубашке не пришита.

Как я поняла, это дань уважения домашним духам вроде домового: помолчать ‒ значит послушать, что он скажет. А на практике люди садятся помолчать, чтобы настроиться, собраться, вспомнить, что забыли, выключили ли воду и газ. Почему сидеть, а не стоять? Так лучше сосредоточиться.

А затем вспомнить не без помощи друга-домового, какие из необходимых вещей мы забыли взять с собой, иначе придется возвращаться с полпути, а это плохая примета.

Читайте также:  Почему нельзя мыть посуду в гостях: секрет приметы

Фотографироваться, кстати, тоже не следует, особенно перед полетами. Хотя в таком виде, наверное, и не захочется. Неплохое средство ‒ подержаться за край стола, с древних пор символизирующего чуть ли не домашний алтарь.

Все потому, что успех в дороге ‒ штука ненадежная, «вымываемая» и «зашиваемая», тем более что делать все в последний момент и на скорую руку ‒ не самая лучшая идея. Зато темные силы, напротив, отличаются настойчивостью ‒ и за ноги нас дергают так, что мы спотыкаемся, и дома с нашим уходом могут разгуляться, поэтому их по возвращении за забытым предметом нужно припугнуть, показав в зеркало язык.

Случайные встречи

Оказывается, люди, всегда отвечающие на вопрос «Куда идешь?» ‒ «На Кудыкины горы», это не скрытные параноики, а яростные блюстители успеха предпринимаемого путешествия. В этом фатальном мире, где каждый норовит нас сглазить, о своих планах и целях заранее лучше никому не сообщать. Посему встаем с правой ноги и идем потихоньку по своим делам. Когда на пути нам встречается и женщина, и священник, и черная кошка, и даже некто с пустыми ведрами, возможно, стоит задуматься, верной ли дорогой идем, товарищи.

С другой стороны, повстречать человека с пустыми ведрами в нашем мегаполисе, где даже мусор, как правило, выносят в пакетах, ‒ это, конечно, нужно очень постараться или попросту быть феноменально удачливым (или наоборот?). А вот женщину ‒ вон их сколько ходит.

Чем же путешественникам не угодили священнослужители? Возможно, отчасти это связано со страхом перед двойничеством, ведь в монашестве принимается второе имя. Так, чтобы обезопасить себя от второго невидимого незнакомца, в кармане на момент встречи показывают рукой защитный жест ‒ старый добрый кукиш.

Столкнуться с похоронной процессией ‒ добрая примета. Почему? Раньше первый встречный получал от семьи умершего кусок ткани, хлеб, свечу и деньги. Человек принимает все это и тем самым как бы отпускает грехи покойному, который станет на том свете для него опекуном. Стоит ли говорить, что радоваться в открытую подобным встречам ценителям этой приметы не рекомендуется.

Чур меня

Как же защитить себя от всех напастей? Очень просто ‒ воспользоваться третьим законом Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Поэтому наступившему вам на ногу спутнику нужно наступить в ответ, замеченные на дороге колюще-режущие предметы отвернуть лезвием от себя и т.д. В путешествие по нашей необъятной родине лучше всего взять веточку полыни, охраняющей от сглаза и между делом отпугивающей своим запахом не только всякую потустороннюю нечисть, но и крыс, клопов и блох. Стеклянный синий глазок «назар» защитит нас в Турции, радужное пятно павлиньего пера ‒ в Англии, амулет в форме жука-скарабея ‒ в Египте, нэцке Хотей ‒ в Японии.

Отправиться в дорогу в самый дождь считается хорошей приметой ‒ вода «смывает» все невзгоды на пути. И брошенные в фонтан монеты ‒ не что иное, как задабривание водной стихии, которая поспособствует очередному возвращению в понравившееся место.

Виноват ли кот?

В древности образ ни о чем не подозревающих и поныне кошек стремительно обрастал многочисленными суевериями, как современные видеоролики с ними ‒ лайками. Это и оборотни, и путешественники между мирами живых и мертвых, и так называемая «жертва-замена», которую вперед себя запускают в новый дом под горячую руку домового и черта.

В античности кошки почитались чуть ли не за святых, а в средневековье приобрели зловещую репутацию пособников темных сил, которая надежно закрепилась за ними до наших дней. Впрочем, англичане, в отличие от остальных европейцев, относятся к черным кошкам как к предвестникам удачи. А корабельные коты надежно охраняли судна не только от крыс, но и от кораблекрушений.

Но всякий, идущий по чужим следам, не просит дать ему сосисок, нет ‒ он отнимает энергию у впереди идущего.

На воде

Как известно, женщина на корабле ‒ дурной знак. Точнее, источник смуты. Особенно если корабль отправляется в затяжное плавание, а команда состоит исключительно из мужчин.

Популярностью пользуется практика «высвистывания» ветра или его «кормления». А вот на борту без дела свистеть противопоказано. От множества неудач мореплавателей оберегают серьги в ушах, символические татуировки, подковы, прибитые к мачте или над дверью каюты, и черные коты.

Японцы предпочитали рыжих котов, правда, в случае шторма их первыми выкидывали за борт в качестве жертвы.

Для верности ни в коем случае не стоит указывать пальцем в небо или на судно, отправляться в плаванье в пятницу тринадцатого и вслушиваться в крики чаек. Потому что чайки ‒ это хранители душ утонувших при кораблекрушении людей, которые с помощью птиц просят похоронить их в земле по христианскому обычаю.

В воздухе

Члены авиационных экипажей, как и водители маршруток, продавцы на базаре и многие другие работники сферы услуг, в качестве первого пассажира/клиента хотели бы видеть мужчину, а не женщину. Такая примета ‒ легкий будет рейс. «Последних» рейсов не бывает, бывают только «крайние». Стюардессы радуются как найденным на борту серьгам (к удаче), так и собственным потерянным (к прибыли). А вот найденной по пути в аэропорт мертвой птице не радуются совсем. Фотографировать технику ‒ к беде. В том, чтобы проехаться в пожарной или в санитарной машине на работу, тоже ничего хорошего нет. Известен также прием недокуренной сигареты: ее нужно докурить после благополучного прилета.

Откуда пошло выражение посидеть на дорожку. Посидим на дорожку и другие туристические суеверия

Узнайте откуда взялись дорожные суеверия и как они расшифровываются. Как обезопасить себя в пути, если народные приметы сулят беду.

С давних времен в народе складывались поверья о том, как узнать — будет ли в дороге удача . Ведь путешественников подстерегали всевозможные опасности, о которых они старались узнать заранее. Причем, каждая примета имела свою происхождение и объяснение.

Почему нельзя спрашивать «куда»

Самое распространенное суеверие связано с тем, что вопрос «куда?» обязательно приведет к несчастью. Поэтому если вдруг звучал такой вопрос, следовало отвечать: «За кудыкины горы». Такой обычай сложился во те времена, когда торговые люди перевозили при себе большие суммы денег и лишняя информация могла привести к опасности ограбления на большой дороге. Поэтому купцы держали в строгом секрете свой путь следования из-за страха быть убитыми разбойниками. С тех пор считается, что рассказывать всем о своих планах означает — сглазить свое путешествие.

Ответ «За кудыкины горы» позволяет вернуть нежелательное слово тому, кто его задал, и дезориентировать его негативную энергию. Выражение «горы» в данном случае означает, что это место находится так далеко, что его невозможно увидеть.

Почему перед дорогой нужно присесть и помолчать

Многие, кто собираются в путь, перед этим предпочитают сесть и некоторое время помолчать. Принято считать, что это такой обряд поможет избавить человека от ненужных волнений во время путешествия.

На самом деле так и есть. Ведь в тот момент, когда взволнованный предстоящей дорогой человек успокаивается, он может вспомнить важный момент. Например, что он забыл положить в чемодан документы или оставил не выключенным газ. Таким образом, примета становится действительно важным и даже обязательным для всех уезжающих ритуалом.

Примета «посидеть на дорожку» служит данью уважения Домовому . Ведь в этот момент наши предки мысленно обращались к незримому Хозяину дома с просьбой приглядеть за порядком и помочь домочадцам в случае необходимости. Когда человек поднимался с лавки, по ней полагалось стукнуть три раза, тем самым напоминая Домовому о заключенном с ним договоре.

Как отогнать неудачу если возвращаешься с полпути

Большинство людей начинают волноваться, если им пришлось прервать свою дорогу и вернуться обратно домой взять забытую вещь или еще по какой-нибудь другой причине. Суеверие гласит, что теперь человека подстерегает неудача. Этому есть психологическое объяснение, по которому вернувшийся будет стараться наверстать потраченное время на обратную дорогу. При этом люди нервничают, суетятся и, как правило, опаздывают, вызывая недовольство окружающих. Поэтому если такая ситуация произошла, необходимо успокоиться.

Для этого придуман забавный ритуал, который поможет обрести душевное равновесие. Он основан на суеверии, что нечистая сила (которая постарается испортить праздник) гнездится под порогом. Для того, чтобы отогнать ее, следует три раза символически плюнуть на порог, а затем посмотреть на себя в зеркало и заново причесаться. Таким образом, вы как бы превратитесь в другого человека, который уже никуда не спешит и не опаздывает.

Также стоит помнить, что к удачным приметам в дороге является попасть под дождь (небесная воды смывает грехи и проблемы) и первым встретить мужчину. А к неудачным — помыть голову перед дорогой. Последняя объясняется тем, что предки считали, будто в волосах заключена великая сила , вычесывать которую означает навлечь беду. Для привлечения удачи перед выходом из дома нужно подержаться за краешек обеденного стола. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Все мы время от времени путешествуем, планируем отпуска или ездим в командировки. Чтобы обезопасить себя.

Откуда появилась традиция “Присесть на дорожку” перед дальней дорогой?

  1. в это время обычно вспоминается что забыли взять в дорогу
  2. http://shkolazhizni.ru/blog/36596/
    Чтобы духов обмануть и не таскать за собой весь день рекомендуется, особенно перед дальней дорогой, притвориться, что вы вообще никуда не уходите, а просто присели отдохнуть и расслабиться желательно на чем то твердом, можно прямо на чемоданах. Отсюда обычай присесть на дорожку. Духи подумают, что вы никуда не уходите и за вами не увяжутся. Конечно, если уйти, а потом вернуться, то ух потом уже так просто не проведшь – прицепятся по полной программе! Вот такое суеверие!
  3. -Присесть на дорожку=это способ обмануть ДОМОВОГО! Чтобы он не ушел за вами и чтобы остался дома.
    У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали домового, чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

  • Присядем на дорожку – так говорят перед дальней дорогой. А откуда пошла эта традиция? Существует такая версия. Дело в том, что раньше, да и сейчас верующие люди, перед дорогой всегда молились. После революции, когда на церковь начались гонения, многие молиться перестали, а вот присесть на дорожку, собраться с мыслями осталось.
  • Зачем люди присаживаются перед дальней дорогой? Интересные факты о происхождении обычая и история путешествий по России в минувшие века

    “Присядем на дорожку”, так говорят каждый раз, когда настает пора выйти из дома и отправиться в путешествие. И все садятся, кто на стул, а кто на чемодан или рюкзак. Посидят минутку, встают и выходят за дверь. Зачастую даже не задумываясь, зачем им понадобилось вдруг немного посидеть. Ничего не поделаешь традиция. А традиции, даже те, чьего смысла мы не помним, – вещь упрямая. Однако в примете, предписывающей присесть на дорожку, есть немало смысла.

    Прежде всего, этот смысл практический, и лежит он буквально на поверхности. Сборы это всегда нервы и суета. Пытаешься понять, что понадобится в поездке, потом пишешь список, собираешь вещи по списку. Потом оказывается, что в перечне вещей не хватает самых важных, и что за ними надо идти в магазин Идешь, покупаешь, засовываешь все это добро в чемодан и выясняешь, что теперь он не закрывается, даже если усесться на него сверху. Чертыхаешься, выкидываешь половину вещей, закрываешь чемодан и нервничаешь, что собрался из рук вон плохо.

    В то же время в голове крутятся мысли о том, везде ли выключен свет, закрыты ли краны, и не забудут ли соседи кормить вашего кота, пока вы не вернетесь. Потом, когда все вроде бы готово, понимаешь, что куда-то подевал ключи и документы

    Короче, сборы волнительный процесс, и в этой ситуации фраза перед выходом “Присядем на дорожку” – это повод действительно сесть, расслабиться, подумать, не забыл ли ты что-то и вправду важное, и уже потом спокойно выйти из дома. Ну и, быть может, ноги в пути будут уставать медленнее, если дать им отдохнуть перед выходом.

    Помимо явно практического смысла у этой приметы есть психологический резон. Человек, остановившись и дав себе паузу, в эти моменты погружается в раздумья о будущем путешествии. У него есть возможность передумать, если он не уверен, стоит ему вообще ехать. Если же сомнений нет, то в такие моменты он мысленно как бы просматривает весь путь, который ему предстоит проделать, настраивается на движение, мысленно удаляет препятствия с этого пути. Это, если хотите, такая настройка на удачу.

    Сейчас вариантов такой настройки существует великое множество. На эту тему постоянно издается популярная литература из серии “Помоги себе сам”, и проводятся психологические тренинги.

    Раньше тренингов не было, но народ как-то справлялся, потому что в течение долгих веков в роли позитивного тренинга выступала молитва. Некоторые даже считают, что сам обычай присесть на дорожку тесно связан с нею. До революции верующие люди перед дорогой всегда молились. После революции, когда на Церковь начались гонения, многие молиться перестали, а вот правило присесть на дорожку и собраться с мыслями осталось.

  • кстати традиция эта только у восточных славян, -похоже какая-то связь с золотоордынским игом.
  • Это типа совсем, по-идее, не надо никуда ехать. Против крышаманства.
  • При расставании с человеком жалко не прошлого, а нереализованных возможностей. Неизв.
    Черная вилась дорога, Дождик моросил, Проводить меня немногоКто-то попросил. Анна Ахматова

    это встреча прошлого и будущего. присядем.. .

  • Эта замечательная традиция старообрядцев глубокой Древней Руси, которые относились к одной из ранней форм религии, основанная которая была на вере в добрых и злых духов, как они считали что именно духи управляют миром, окружающим человека.
    В то время особыми обрядами сопровождались многие события в жизни человека, обычай требует присесть перед дорожкой, один из них. Ритуал присесть, досчитать до десяти – сделать остановку, собраться с мыслями, рекомендовался чтобы обмануть домашних духов, особенно перед дальней дорогой, чтобы не таскать духов за собой на время путешествия. Духи подумают, что человек никуда не уходит и за ним не увяжутся. Считалось если человек отправился в путь сразу, с маху, то пути не будет. Когда человек ушл, а затем вспомнил что забыл что-то, вернуться в дом то потом уже так просто не проведт сво путешествие – духи поймут что человек пытался обмануть их и прицепятся по полной программе. Этого делать нельзя!
    Вот такое чисто русское суеверие дошло до наших дней от старообрядцев Древней Руси которым мы и благодарны..
  • обдумать, что светлого принест путешествие.
  • Перед дальней дорогогой люди брали лопух, и шли в уеденненое место присесть, потому как в дороге не всегда мог попастся столь мягкий лист.
    1. Загрузка. сколько звёзд на флаге сша на флаге сша 50 звезд столько же сколько и штатов 50 по моему 13 полос представляют собой 13 колоний.
    2. Загрузка. Как читать штрих-код на этикетке? Там цыфры под ним, их вводишь в специальную програмку и она выдает нужную инфу. Итак, в штрих-коде, состоящем, по.
    3. Загрузка. кто читал мангу про аниме лис из секретной службы и я? Данное аниме смотрела – понравилось, мангу не читала, но собираюсь это сделать в.
    4. Загрузка. не помню из какой мифологии, был паромщик который с одного берега на другой переправлял В греческой, Харон, из жизни в смерть, водами Стикса. Греция.
    5. Загрузка. Рассвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». асцвет киевской Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда Опубликовано: 05.10.2011 Рубрика: История России 01Древняя Русь Ярослав (10191054).
    6. Загрузка. Крылатое Латинское выражение.? Homo homini lupus est http://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_homini_lupus_est Navigare necesse est, vivere non est necesse http://ru.wikipedia.org/wiki/Navigare_necesse_est,_vivere_non_est_necesse filioque филиокве (и от сына) Из-за.
    7. Загрузка. Когда и благодаря кому появилась Betty Boop? История персонажа. Angel Betty BoopБетти Буп Ангел Бетти Буп появилась на свет в далеких 30х годах прошлого.
    Читайте также:  Примета разлить чай на себя, стол

    Перед дальней дорогой, с уже собранными и поставленными у порога чемоданами и сумками, приготовленными документами, одетые и обутые, мы «присаживаемся на дорожку».

    Все, без исключения, и провожающие, и уезжающие. Считается, что посидеть и помолчать, собираясь с мыслями, нужно минутку. Ну, в крайнем случае, сосчитать до десяти. Но обязательно посидеть в тишине последние минуты перед выходом из дома.

    Без суеты, предотъездной беготни, вспомнить, все ли взяли с собой, не забыты ли , документы и необходимые вещи. Посмотреть на лица тех, с кем прощаются отъезжающие. Унести с собой тепло дома, стены которого они покидают.

    Обычай живет века, если не сказать тысячелетия. И живет потому, что в нем житейская мудрость, опыт прошлых поколений и здравый смысл.

    Считается, что это традиция.

    Корни обычая «присесть на дорожку».

    У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

    Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали , чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

    Еще считалось, что домовой в эту минуту может подать знак, если дорога таит опасность. Если такой знак случался (падала , срывались предметы со стен), от путешествия следовало отказаться.

    Те, кто уезжал, и те, кто оставался, произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое . Заговоров существовало великое множество. И на добрую , на охранение от зла да невзгод тех, кто покидал родной порог, и на сбережение оставляемого дома.

    Позже молились. Произносили привычные слова молитв, оставляя суетное, и неспокойное, обретая внутреннюю гармонию. В любой дороге необходима спокойная собранность. Обращались за помощью к , призывая хранить в пути и помогать. Время, отведенное для краткой молитвы и внутреннего настроя на поездку, как раз, и занимало не более одной минуты.

    Добрая вековая традиция сегодня.

    Мало кто, из молодого поколения, задумывается, «присесть на дорожку», но по привычке выполняют этот ритуал. Особенно, если присутствуют люди, умудренные жизненным опытом. Обычно они и произносят эту фразу: – «Ну, присядем на дорожку». Это , что все присутствующие должны присесть у порога, хоть на те же самые чемоданы, и помолчать короткое время.

    Есть , которые живут веками. Хотя, многие из тех, кто привычно продолжает им следовать, уже и не помнят, зачем и почему они поступают именно так, а не иначе.

    Обычай помолчать, посидеть, сосредоточиться перед отъездом, как раз из таких: добрых, вечных и мудрых.

    Многие традиции и обычаи дошли до нас с древних времен. Но некоторые – наиболее жуткие – остались в прошлом. Порой сложно поверить, что в древности подобная жестокость воспринималась вполне адекватно.

    Похороненные заживо

    Когда умирал правитель скифов, с ним хоронили жену, повара, конюха, виночерпия, личного слугу, гонца, лошадей, свиней, овец и коров.

    Обычай бинтования ног

    Женщина, которой не бинтовали ноги, не имела шансов выйти замуж. Она была вынуждена выполнять самую грязную работу и не имела доступа к высшему обществу.

    Жестокий обычай тибетской свадьбы

    Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

    Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья – современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж – это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

    На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
    Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма – крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

    Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи – символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

    Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли – горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

    Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

    На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило – вырезанные из мягких пород деревьев.
    Наиболее популярными были:
    Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

    18.08 – 27.08 Котёл. Рябина
    28.08 – 6.09 Кентавр. Айва
    7.09 – 17.09 Ворон. Можжевельник
    18.09 – 27.09 Волопас. Ильм
    28.09 – 7.10 Земной Герой. Тополь
    8.10 – 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
    18.10 – 27.10 Змей. Берёза
    28.10 – 6.11 Дракон. Кизил
    7.11 – 16.11 Волк. Ольха
    17.11 – 26.11 Человек-Змей. Сосна
    27.11 – 6.12 Алтарь. Самшит
    7.12 – 16.12 Южная Корона. Боярышник
    17.12 – 26.12 Лира. Граб
    27.12 – 5.01 Орёл. Ясень
    6.01 – 14.01 Стрела. Слива
    15.01 – 24.01 Лебедь. Яблоня
    25.01 – 3.02 Дельфин. Лиственница
    4.02 – 13.02 Южная Рыба. Клён
    14.02 – 23.02 Жеребёнок. Кипарис
    24.02 – 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
    5.03 – 14.03 Кит. Дикий каштан

    Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

    Украшение елки «по-друидски» – увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
    Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и – безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

    • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
    • Уранов В. Астрология древесных знаков
    • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
    • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. – 1991.- №10
    • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова – М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

    Ссылка на основную публикацию