Баба Яга: как выглядит, кто такая, сколько ей лет

Происхождение образа Бабы Яги

Славянская мифология отличается разнообразием магических существ. Среди всевозможных созданий особое место занимает Баба Яга. Образ этой колдуньи является одним из наиболее распространённых и влиятельных в славянском фольклоре.

Юная Баба Яга

Яга или, как её ещё называют, Ягишна, Ягибиха — один из самых запоминающихся и неоднозначных образов, сформированных в рамках славянской культуры. Считают, что Яга является дочерью повелителя потустороннего мира — Вия. Взгляд чудовища может мгновенно убить любого человека. Особенностью этого существа также является то, что он обладает чрезмерно длинными веками и, чтобы их поднять, ему требуется посторонняя помощь.

В юном возрасте Ягишна могла посоревноваться в красоте с богиней любви Ладой. Она часто находилась в скитаниях по подземному царству, благодаря чему:

  • обрела необыкновенную физическую мощь;
  • изучила искусство тёмной магии;
  • научилась понимать язык животных и растений;
  • стала необычайно сильным воином.

Повелитель Царства мёртвых долгое время пытался выдать свою дочь замуж, но этому не суждено было случиться, т.к. главным условием Яги было то, что будущий супруг должен одолеть её в поединке.

В современном мире более распространён образ Бабы Яги в качестве уродливой, пугающей старухи, вынужденной жить между мирами живых и мёртвых. Считают, что боги прокляли бессмертную колдунью за её деяния, отобрав у неё вечную молодость и неземную красоту. Часто её приписывают роль проводника душ между мирами.

Внешний вид персонажа

В славянской мифологии Баба Яга выглядит как горбатая, безобразная старуха с длинным, крючковатым носом и морщинистым лицом. Одной из главных отличительных черт во внешнем виде колдуньи считают высохшую, костяную ногу. У неё длинные седые волосы, вставные железные зубы и отвисшая грудь.

Определить возраст Бабы Яги невозможно, т. к. она существует со времён глубокой древности и обладает даром бессмертия.

Существует несколько вариантов одежды Бабы Яги. Обычно её изображают одетой в старое, длинное платье зелёного цвета. На голове традиционный головной убор с рогами под названием кика. На ногах лапти, плетёные из соломы. В некоторых вариантах её описывают в ярко-красной юбке и сапогах.

Воплощения Ягишны

В древнерусских легендах и сказках можно встретить абсолютно разные описания того, как выглядит Баба Яга. Существуют различные варианты её воплощений, отличающиеся между собой миссией колдуньи и её поведением по отношению к людям. Чаще остальных можно встретить 3 образа колдуньи.

  1. Преимущественно Бабу Ягу изображают как жестокую ведьму, крадущую человеческих детей и питающуюся их плотью. Иногда она возвращает мёртвые тела украденного ребёнка, бросая их на крышу родительской хаты.
  2. Встречается также образ воительницы Яги. Она сражается с врагами, умело обращаясь с магическим мечом.
  3. Есть также и положительный образ старухи Ягибихи. Она живёт глубоко в лесу, встречает путников, кормит их и даёт отдохнуть с дороги. В русских сказках она часто помогает героям достичь своей цели, даёт мудрые советы или дарит магические предметы.

Магические атрибуты Бабы Яги

Стоит также уделить внимание магическим атрибутам, сопровождающие образ Ягибихи в славянских легендах и сказках. Они играют особую роль в раскрытии образа колдуньи.

Избушка на курьих ножках

Избушка Бабы Яги согласно русским легендам, расположена в самом центре леса, т. е. там, где находится граница между миром живых и миром усопших. За основу образа такой избушки был взят древний славянский обряд погребения умерших людей. Прах человека помещали в так называемые «домовины» — небольшие деревянные домики, расположенные на пнях. Появление у избушки курьих ножек связывают с тем, что у таких пней часто над землёй выступали корни, издали напоминающие куриные лапы.

Вход в домовину усопшего обязательно должен быть расположен в сторону леса, т. е. мира мёртвых, и в обратную сторону от поселения живых людей. Поэтому избушка Ягибихи, расположенная на опушке, всегда повёрнута в сторону леса.

Светящиеся черепа у дома

Часто в русских сказках можно встретить описание избушки колдуньи, где говорится, что вокруг её дома расположен деревянный тын из кольев. На этих кольях висят лошадиные, а иногда и человеческие, черепа, светящиеся волшебным огнём в ночи. Они служат также для отпугивания смертных.

Ступа и помело

Передвигается Баба Яга в железной ступе. В некоторых преданиях она летит по воздуху, а в других — скачет по земле. Помело помогает колдунью подгонять ступу и заметать за собой следы.

Образ Бабы Яги в литературе

Благодаря своей многогранности и неповторимости, персонаж Бабы Яги получил большую популярность в литературе. Этот персонаж появляется, как и в русских народных сказках, так и в современных фантастических произведениях.

В русском фольклоре

Колдунья Ягибиха сыграла важную роль в развитии сюжета множества народных славянских сказок и легенд.

  1. В сказке «гуси-лебеди» птицы помощники Бабы Яги украли Иванушку и отнесли его в избушку на курьих ножках. Колдунья собиралась съесть мальчика, но старшая сестра Алёнушка успела его спасти.
  2. Также колдунья появляется в сказке про Василису Прекрасную, чья мать умерла, оставив девочке в подарок куклу. Новая мачеха девочки часто отправляла Василису в лес, надеясь, что там её съест Ягишна.
  3. Встретить этот образ можно и в известной фольклорной сказке про Марью Моревну, деву-воительницу, сразившую своей красотой и очарованием Кощея Бессмертного.

В современных произведениях

Фольклорный образ колдуньи с костяной ногой лёг в основу образа Наины Киевны Горыныч из романа под названием «Понедельник начинается в субботу» известных советских писателей-фантастов братьев Стругацких. В этой книге старушка Наина является смотрительницей магического музея ИЗНАКУРНОЖ, что расшифровывается как «Избушка на курьих ножках».

Также подобный образ присутствует в книжной серии Дмитрия Емеца про девочку-волшебницу Таню Гроттер. Книжный цикл является пародией на культовую серию Джоан Роулинг про Гарри Поттера.

Основной особенностью пародийной версии является адаптация полюбившейся детям по всему миру истории про школу магии и волшебства под русского читателя, основываясь на национальном фольклоре и особенностях менталитета. В рамках этой серии Ягга является древней богиней вымышленного мира.

Образ Ягини в киноиндустрии и мультипликации

В 2006 году на российских экранах появился полнометражный мультфильм режиссёра Валерия Угарова под названием «Бабка Ежка и другие». В основе мультипликационной работы лежит славянская мифология и культура. Сюжет повествует о маленькой девочке, попавшей на воспитание к Бабе Яге, Лешему, Водяному, Кикиморе и Кощею Бессмертному. В этой истории колдунья взялась за воспитание человеческого ребёнка.

Также образ колдуньи завоевал популярность в советском кино. Роль Яги доставалась известному актёру Георгию Милляру во многих фильмах:

  • «Морозко»;
  • «Василиса Прекрасная»;
  • «Золотые рога» и др.

Баба Яга является одним из наиболее значимых образов в славянском фольклоре. Есть множество историй происхождения колдуньи. Часто её называют дочерью Вия, властелина подземного царства усопших. В русском фольклоре Ягу изображают как уродливую старуху. Живёт колдунья в избе на курьих ножках. Образ отличается многогранностью и неоднозначностью. Персонаж часто встречается в фольклорной и современной литературе, появляется в кино.

Баба Яга . мифология, теории, версии

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.

Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка – рот с острыми зубами.

У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.

А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
“Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. “

А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.

Читайте также:  Самые страшные мифические существа в мире

Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.

Её имя находит отклик в нескольких славянских языках – польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного “ЯГАТЬ” – вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.

Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.

«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.

Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы – Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы – Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.

Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.

Её считали заботливой берегиней. Имя “Яга” получилось из-за огрубления “Яшки”, т.е. “ящура”, а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово “пращур” – предок. Баба Яга, согласно этой теориии – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как “курьи ножки”, что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же “куреня”, обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.

Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.

Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.

В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.

Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.

это часть статьи взятой с просторов интернета “Как менялись легенды. Баба-Яга”

Фотоотчет «Исследовательский проект «Кто она такая, эта Баба-яга»

Наталья Ткаченко
Фотоотчет «Исследовательский проект «Кто она такая, эта Баба-яга»

Проект проводился совместно с музыкальным работником.

. Узнать, откуда появилась Баба Яга;

. Выяснить где она живет;

. Сколько лет Бабе Яге и как она выглядит;

. Убедиться, является ли Баба Яга отрицательным героем

Мы провели опрос среди детей нашей группы.

Вот варианты ответов.

Кто такая Баба яга? Старуха с метлой.

Какой вы себе ее представляете? Злой сердитой, плохой.

Где она живет? В лесу, в избушке на курьих ножках.

Чем занимается? Варит зелье, колдует, ест детей.

Вывод: большинство считают Бабу Ягой злой лесной колдуньей.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Предположим, что Баба Яга – это злая старушка, которая всем вредит и

крадет маленьких детей, чтобы съесть их.

Возможно, она живет в дремучем лесу, где всегда темно и страшно.

Допустим, эту старушку выдумали, чтобы просто пугать детей.

Для достижения цели и обоснования данной гипотезы нам пришлось

поставить следующие исследовательские задачи:

Все знакомы с образом Бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она

взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным героем, хотя Баба Яга почти во всех сказках помогает героям, пришедшим к ней за помощью. Именно поэтому мы решили разобраться и рассказать

окружающим, кто такая Баба Яга.

Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей с одним из самых таинственных существ на Земле известным сказочным

персонажем – Бабой Ягой.

попытаться разгадать тайну образа Бабы Яги в русском

Печь и избушка Бабы Яги

Завершился проект Новогодним утренником.

Сценка «Баба Яга и Кикимора на Новогоднем огоньке» Сценка «Баба Яга и Кикимора на новогоднем огоньке”Сценарий для сотрудников детского сада Действующие лица: Ведущий, Баба-Яга, Кикимора,.

Развлечение по ПДД в старшей группе «Баба Яга и светофор» Развлечение по ПДД в старшей группе «Баба Яга и светофор» Цель: продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Фотоотчет о квест-игре «Баба-яга в стране дорожных знаков» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и на дороге. С самого раннего возраста необходимо.

Фотоотчет о развлекательно-игровом досуге «А Баба-яга против!» Окончание лета и начало учебного года мы отметили развлекательно – игровым досугом «А баба Яга против!» Во время приветственных слов в.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Где живет Капелька и кто она такая» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Где живет Капелька и кто она такая» Цель: Уточнить знания детей.

Новогодний праздник «Баба Яга и Дрёма» в средней группе Ведущая: Милые дети, дорогие гости! Новый год уж на пороге. Пусть он будет добрым, мирным, счастливым для всех людей. Здоровья вам, радости,.

Новогодний утренник «Баба-Яга и Дед Мороз» Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Кощей, Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка, шоколадный заяц. Дети: Кошечки, Разбойники, Звёздочки Ход.

Сценарий к празднику 8 марта «Баба яга в гостях у мам» Зал нарядно украшен. Под задорную музыку дети входят в зал. Следом за ними входит ведущая — Весна. Весна: (машет рукой) Всем-всем добрый.

Сценарий новогоднего утренника «Баба Яга и Леший против…» Действующие лица: Снегурочка, Дед Мороз (ДМ, Снеговик, Баба Яга (БЯ, Леший Звучит веселая мелодия. Маленькие участники, в сопровождении.

Сценарий выпускного утренника «Баба Яга в гостях у детей» Цель: Создание праздничного настроения у выпускников и родителей. Задачи: Создать атмосферу праздника. Показать родителям, чему научились.

Сколько лет Бабе Яге

МБОУСОШ №1 г. Североморск

Тема: «Сколько лет Бабе Яге?»

Выполнил: ученик 5 «Б» класса

184600 Мурманская обл. г. Североморск

Читайте также:  Левиафан (мифология): что это, демон, чудовище

Цель исследования: подробно изучить образ бабы Яги.

1. Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в ходе изучения русских народных сказок.

2. Исследовать этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.

3. Провести опрос среди взрослых и детей на предмет знакомства с этим сказочным персонажем.

4. На примере опрашиваемых взрослых и детей узнать возраст Бабы Яги.

Исследовательская работа на тему: «Сколько лет Бабе Яге?»

Ба́ба Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Баба Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь. Основной способ передвижения — полёт (или поездка) в ступе, цитаты: «Баба Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Также, у Пушкина: «Там ступа с Бабою Ягой идёт-бредёт сама собой». Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.

Избушка Бабы Яги “на курьих ножках”, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом, повернулась избушка, а в ней Баба Яга: «Фу-Фу! Русским духом пахнет…Ты добрый молодец, от дела пытаешь?» Тот ей отвечает «Ты, старая, прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай»), изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т. е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т. е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). То есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.. Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых).

В избушке обязательно присутствует печка. Она топится обычно, чтобы изжарить непрошенного гостя, чтобы испытать его на прочность и стойкость. Истопить баньку у Яги означает старинный русский обычай очиститься от всего нехорошего, а уж только потом вести переговоры с бабой Ягой. Баня у русских была объектом множества поверий, а также служила целям народного целительства и знахарства. Интересно, что Яга сама топит волшебную баню, а иногда и баню для гостя, и сама парит в ней героя. Баня в гостях у Яги – аналог бани для умерших, она мертвит. Кроме того, баня является средством извлечения души из тела. Поэтому баня – первый этап умирания. С мытья начинается пребывания путника в избушке Яги. Герой узнается Ягой по запаху “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мертвым), «…пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут»…

Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем.

Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга обладает характерным демоническим обликом: кости у неё “местами выходят наружу из-под тела”; она может быть слепой на один глаз, хромой (“костяная нога”), и т. д. Сказки часто подчёркивают огромность этого существа: “Баба Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула”; “Баба Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит”.

Происхождение имени не вполне ясно. Баба – первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба – бабушка», «дед – дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.

По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от «бабы» и от «бабая». БАБАЙКА — фантастическое существо: старуха, которая пугает детей.

Яга – вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду. Есть другая версия о том, что в незапамятные времена на Русь нападало воинственное племя Ягов. Судя по немногим историческим источникам, женщины этого племени были очень сильными, хорошо развитыми физически, по этой причине сражались они наравне с мужчинами. А еще Яги были людоедами. У славян было представление о том, что женщина – символ мира, хрупкости и любви. Поэтому образ людоедки из племени Ягов был для них непривычным, странным, а всё, что древним людям было чуждо, они считали потусторонним, пугающим, неправильным. Именно поэтому про женщину – Ягу (Бабу-Ягу) сложили столько страшных легенд и историй.

Взрослые и дети дают разные характеристики Бабе Яге, так, по мнению взрослых, она сказочный персонаж, старая, злая бабка, женщина-ягодка, смешная старушка. А по мнению детей – героиня сказок, злая старуха.

Путем опроса мы выяснили возраст Бабы Яги. Взрослые оценивают Бабу Ягу намного старше, чем дети. Количество повторений у них разное.

Выяснили, что средний возраст Бабы Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.

Список используемых источников

1) . Морфологические сказки.-М: издательство «Просвещение» 1971

2) В. Б Аникин. Русская народная сказка.-М: издательство «Просвещение» 1977

3) . Мифологические персонажи в русском фольклоре.-М: издательство «Просвещение»1975

Исследовательская работа, 4 класс. Кто такая Баба-Яга

I. Введение.
Почти в каждой волшебной сказке присутствуют такие герои как Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Нам захотелось выяснить: откуда появились эти герои? Для своего исследования мы выбрали Бабу Ягу, ведь это самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни маленький человек.
Баба-Яга – одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают её обычной злой ведьмой. А недавно узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.
Нами было опрошено 20 одноклассников и 15 взрослых. Результаты следующие:
на вопрос «Ты знаешь что-либо о Бабе Яге?» ответили «да» – 34, «нет» – 1
на вопрос «Это твой один из любимых сказочных героев?» ответили «да» – 14, «нет» – 21
на вопрос «Ты узнал о ней со сказок? ответили «да» – 35, «нет» – 0
на вопрос «Она ведьма?» ответили «да» – 30, «нет» – 5
на вопрос «Она богиня?» ответили «да» – 5, «нет» – 30
на вопрос «Хотел бы узнать о ней больше?» ответили «да» – 25, «нет» – 9.

Мы сделали вывод, что Баба – Яга – любимый сказочный герой детей и взрослых, о ней они узнали со сказок, но кто она – ведьма или богиня, мнения разошлись. 86% опрошенных считает, что Баба-Яга – ведьма. Всем бы хотелось узнать, а кто же она на самом деле?
Нас заинтересовал образ Бабы – Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба – Яга – ведьма или богиня?», поэтому и тема нашего проекта «Баба-Яга – кто она?»
Отсюда и цель работы – узнать больше о якобы всем известной личности, определить, кто она ведьма или богиня.
Задачи исследования:
провести анализ литературы по проблеме исследования;
провести анкетирование взрослых и учащихся;
узнать, где жила Баба-Яга;
на примере сказок проследить за образом Бабы-Яги;
кто такая Баба – Яга – есть ли у неё прототипы;
изучить быт Бабы – Яги;
изучить след, который Баба – Яга оставила в литературе;
опровергнуть или подтвердить гипотезы.
Методы исследования:
поиск информации;
анкетирование;
анализ;
наблюдение;
классификация;
обобщение.
Мы разработали план действий:
• провести тестирование, которые выявят уровень заинтересованности и просвещенности детей и взрослых;
• найти литературу по интересующей теме (в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в Интернете);
• исследовательская деятельность;
рассказать одноклассникам интересные сведения о Бабе-Яге;
• изготовить раскраску для маленьких.
Гипотезы:
Баба – Яга-ведьма
Баба – Яга-богиня
Предмет исследования: сведения о Бабе – Яге
Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, песен, рисунков; изготовлена раскраску для маленьких.
II. Теоретическая часть.
2.1 О Бабе – Яге в словарях
Из словарей мы узнали о Бабе Яге следующее:
Баба- Яга – ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха; Гвоздензуба – сербское; Ежи баба – словенское; Яга баба – болгарское и т.д.)- загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Большая советская энциклопедия: «Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным». Тут же: «Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Бог, абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром».
Баба- первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее определенный жизненный опыт.
Яга – вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.

Читайте также:  Перун (бог славян): жена, идол, дети

Баба Яга . мифология, теории, версии

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.

Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка – рот с острыми зубами.

У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.

А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
“Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. “

А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.

Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.

Её имя находит отклик в нескольких славянских языках – польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного “ЯГАТЬ” – вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.

Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.

«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.

Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы – Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы – Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.

Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.

Её считали заботливой берегиней. Имя “Яга” получилось из-за огрубления “Яшки”, т.е. “ящура”, а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово “пращур” – предок. Баба Яга, согласно этой теориии – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как “курьи ножки”, что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же “куреня”, обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.

Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.

Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.

В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.

Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.

это часть статьи взятой с просторов интернета “Как менялись легенды. Баба-Яга”

Ссылка на основную публикацию