Виверна: кто это, чем отличается от дракона, как призвать

Каких мифических существ называют вивернами

Для нападения эти создания используют острые клыки и когти. У них есть мощные крылья, которые помогают им быстро передвигаться по воздуху. При укусе человек или животное сталкивается с дополнительной угрозой. В их зубах — яд, который способен парализовать жертву, стать причиной диких конвульсий. Все эти характеристики относятся к мифическим существам — вивернам.

Внешний облик

Виверна — это существо, которое часто путают с обычными драконами или относят к этому виду. Они имеют много общего, но нужно знать о разнице между ними. Виверна обладает мощными задними лапами, которые помогают ей быстро передвигаться по земле. Передние заменены нетопыриными крыльями.

Виверна и дракон имеют разные хвосты. У первого мифического существа он обладает булавоподобной формой, которая помогает быстро оглушить жертву или добычу во время охоты. На конце есть острая стрела, которая предназначена для пронзания тела.

Отличительная черта виверн — длинная шея. Они в несколько раз меньше, чем драконы.

Главные различия между драконом и виверной

Чтобы лучше понять сущность виверн, необходимо знать, чем они отличаются от драконов.

  1. Любой дракон наделяется уникальным оружием — способностью дышать и выпускать огонь. Это качество является характерным. Вместо обычного выдоха дракон может создать пламя. У виверн такая способность отсутствует. Только у некоторых разновидностей есть возможность выдыхать яд, но он не является первородным элементом.
  2. Виверна не обладает тягой к накоплению сокровищ. Это полоумный и дикий демон, который убивает ради собственного развлечения и удовлетворения потребностей.
  3. В легендах и мифологии описаны истории, в которых драконы умеют разговаривать. Виверна издает протяженные крики и рычание, которое способно вселить страх в любого человека или животного.

Также есть отличия по месту обитания и другим особенностям.

Где обитают виверны

Вивернам нравятся глухие чащи леса и темные места. Они предпочитают обитать в болотистой местности или сырых пещерах. Эти существа не любят подниматься в горы, поэтому обустраиваются в пещерах только при крайней необходимости.

Для виверны характерна быстрая маневренность. Когда она опускается на землю, становится более медлительной и неуклюжей. Для обустройства гнезд они выбирают высокие места.

Это хладнокровный хищник, который при выборе потенциального жилья ищет подходящие варианты по температуре. Чаще они селятся парами. Но самка и самец ходят на охоту отдельно, оставляя кладку яиц без охраны и присмотра, т. к. они являются ядовитыми и несут большую опасность, чем укус взрослых особей. Прикосновение к яйцу приводит к мгновенной смерти.

Как они рождаются

Самка высиживает яица и старается охранять во время созревания. Детеныши появляются на свет слабыми, не способными самостоятельно позаботиться о себе. Но отсутствие родительской заботы вынуждает виверну самостоятельно заниматься добычей пищи.

В мифах есть информация, что виверна подобна василиску, и может вылупиться из яйца, которое снес черный петух. Но высиживанием должна заниматься змея. Когда детеныш родится, его первой добычей станет наседка. Такое мифическое существо будет наделено огромной силой с самого рождения.

Питание и развитие

Основной рацион виверны – белок животного происхождения. Эти существа выходят на охоту только для добычи пищи. Если они убили несколько существ, то они могут притаскивать улов в собственное гнездо.

Можно выделить несколько характерных особенностей рациона виверн.

  1. Виверны растут и развиваются быстро. Когда они хорошо питаются, после рождения через 3-4 месяца они становятся крепкими и сильными.
  2. Если питание скудное, процесс развития затягивается на год.
  3. Эти существа охотятся не только на животных, но и на людей, которые самостоятельно приближаются к их гнездам или проживают рядом.

Виверны имеют свойство покидать свои гнезда и находить другие варианты для жилья. Они идут на это когда рядом с местом обитания отсутствует пища. В легендах разных народов есть упоминание о том, что многие рыцари и герои сражались с вивернами. Они хотели приручить существо и подчинить своей власти.

Они неохотно идут на контакт с людьми. Но есть исключения. Если человек находится рядом с виверной в момент ее рождения и подкармливает создание, то оно может пойти на контакт. Но человек рассматривается существом как добыча, поэтому они могут нападать и охотиться за людьми.

Не стоит рассчитывать на благосклонность от виверны. Для них характерна постоянная злоба, поэтому они могут убить даже своего спасителя. В мифах нет подробной информации о том, как древние герои справлялись с вивернами и приручали их.

Заключение

Согласно средневековым бестиариям (первый сборник зоологических статей), виверны проживали преимущественно в Скандинавии, Эфиопии и Греции. Это агрессивные существа, которые использовали жало для резки или прокола жертвы. В нем есть яд, который виверны впрыскивают в тело. Их нельзя призвать на помощь и рассчитывать на дружелюбие.

В некоторых легендах есть информация, что эти мистические существа связаны с приходом эпидемии чумы и являются предвестником смертей. В норвежском фольклоре они фигурируют под другим названием – «линорм». Но специалисты по мистическим существам опровергают эту информацию. У линормов нет крыльев.

Виверн

Виверн (англ. Wyvern) — принадлежит к семейству дракона и имеет очень важное значение в орлесианской культуре. Довольно редкие и грозные существа, которых, несмотря на дикий нрав, можно приручить. Примером может служить ручной виверн герцога Проспера де Монфора, Леопольд.

Внешний вид и повадки Править

Взрослый виверн почти такого же размера, как дракон, однако в отличие от грациозного и гибкого ящера виверн — плотный и приземистый. У виверна сплюснутая, квадратная голова, разделённая на две почти равные половинки пастью, из которой торчат клыки. Шкура этих свирепых тварей имеет яркую, кичливую раскраску.

Хотя вивернов считают родичами змеев и драконов, виверны отличаются от остальных драконоподобных как физическими данными, так и поведением. Виверны — одиночки, яростно защищающие свои земли от посягательств других зверей и вивернов в том числе. Бесстрашный виверн будет защищать собственную территорию даже от драконов, которые в бою куда сильнее их. Иногда территории нескольких вивернов пересекаются, и в таком случае они будут совместно кормиться и утолять жажду на общих охотничьих угодьях, однако подобное долго не продлится. Шумные демонстрации превосходства и вонючий помет, которые оставляют эти твари, снижают вероятность стычек, способствуя тому, что каждый виверн будет свирепо защищать территорию, которую считает своей.

Мест естественного обитания вивернов не так много: это лишь несколько горных цепей Тедаса — каменистые равнины, местами бесплодные, местами — покрытые растительностью. Виверн в таких местах занимает место на вершине пищевой цепочки. Обычно виверны не делают различия между разумной и неразумной дичью. Они с одинаковой охотой полакомятся как пасущимся скотом, так и дикими волками, представителями как своего вида, так и цивилизации. Часто виверны заражают жертву своим ядом и оставляют бродить, пока та не умрёт — возможно, подобная тактика вызывает у них некое подобие азарта, а, может, просто облегчает им жизнь.

Крылья виверна — плотные, но плохо сформировавшиеся отростки. Хоть виверны не умеют летать в полном смысле этого слова, они могут планировать, медленно паря над землёй. При наличии больших крыльев и подходящего «трамплина» виверн может планировать несколько миль, преследуя дичь и наблюдая за происходящим на своих территориях. Прочные когти позволяют им взбираться даже на вертикальные камни, чтобы осматриваться и прыгать с них, начиная планирующий полёт. Виверн так же, в отличие от дракона, может прыгать на расстояние, в несколько раз превышающее длину его тела. Эти твари — проворные хищники, которые в драке предпочитают наступательную тактику.

Несмотря на всё вышеперечисленное, самое опасное оружие виверна — его яд. Спровоцированный, виверн разбрызгивает яд на несколько ярдов вокруг. Если его не нейтрализовать, этот яд неминуемо приводит к летальному исходу.

Виверн в культуре людей Править

Упорство, с каким виверны защищаются, вошло в легенды. Орлесианские охотники рассказывают сказки и воспевают в песнях самок-вивернов, которые убивали даже высших драконов, если те подходили слишком близко к их гнёздам. Этих свирепых тварей, защищающих свою территорию во что бы то ни стало, часто сравнивают с рыцарями или изображают дикими воителями. Символические изображения вивернов (или изображения их частей тела) украшают гербы как мелких, так и величайших лордов и леди повсеместно, отОрлея до Гварена. Бандиты и разбойники тоже частенько избирают своим знаком виверна, считая, что это повышает их статус, или издеваясь таким образом над местными дворянами. В некоторых уголках королевств виверн — столь желанный и грозный символ, что носить это изображение на знамени без прав на то считается преступлением.

Фольклор Править

Виверны, грозные и горделивые, вошли в легенды и сказания многих народов Тедаса. Но, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется предание о виверне и Пророчице Андрасте.

«Войска Андрасте и Маферата собирались на западе. И вот Пророчица в одиночестве отправилась в горы, чтобы спеть там Создателю. Она никого не взяла с собой, кроме Джустины и Маферата. Они карабкались по горам до тех пор, пока не оказались в высокогорной долине, где было небольшое озеро — столь спокойное и чистое, что небеса отражались нём, как в зеркале — и Андрасте, Возлюбленная Создателя, сказала, что здесь они остановятся. Она села на берегу озера и сказала своим любимым друзьям: «Сядьте и ждите вместе со мной, друзья мои. И что бы ни случилось, не пугайтесь». И после этого она начала петь.

Горы склонялись, чтобы послушать её песню. Звёзды спускались с небес, чтобы быть ближе к ней. Самые разные звери и птицы приходили и кланялись ей. Джустина и Маферат видели это, и в их сердцах родился страх.
А потом на краю отвесного обрыва появился огромный виверн; он оскалил зубы, и песнь Пророчицы потонула в его рычании. Подобно тому, как молния обрушивается с грозового неба, прыгнул он с обрыва. Маферат обнажил меч и ударил виверна, и отсёк кусок его гребня.
Но Пророчица положила руку на меч Маферата и остановила его. И виверн подошёл к Андрасте и поклонился, а когда он встал, то на земле осталась кровь, текущая из раны, которую ему нанёс Маферат. И Маферату стало стыдно, что он, несмотря на слова Андрасте, поддался страху. Он провёл рукой по клинку своего меча, и пролил свою кровь, смешав её с кровью виверна. Когда он сделал это, зверь вдруг понимающе кивнул и исчез так же стремительно, как и появился.»

Охота на виверна Править

Некоторые столь ценят и любят вивернов, что, по сути дела, довели постоянными охотами этот вид до почти полного исчезновения. Дикий виверн — не только грозный ящер, но одновременно и символ. Убить такую тварь — нечто вроде боевого крещения. В некоторых местах на Тедасе, неудачная охота на виверна считается результатом позорной (или даже преступной!) самонадеянности. однако в случае успеха охотник прослывёт лихим и славным малым. Считать себя достойным охоты на виверна — значит, выставить себя личностью несколько высокомерной и невежественной. Достойным тебя способна сделать лишь успешная охота.

Дворянство Орлея — даже мелкопоместное и те из них, что побогаче — обожает охоту на виверна. Это длительное мероприятие, сопровождающееся празднеством, и демонстрацией богатства, и соперничеством (иногда дружеским, иногда — нет). Многие из тех, кто берётся за право участвовать в охоте, имеют очень малый шанс вообще найти тварь, не говоря уже о том, чтобы победить её. Первое испытание, что встаёт перед ними — отделить настоящие знания от легенд, не расслабляться и думать головой, когда вы находитесь близко от территории виверна — вот второе испытание.

Чаще всего во время охоты вся настоящая работа — и пресловутый риск — выпадает на долю слугам и гончим, которые пытаются выследить знаменитого зверя или спровоцировать его на нападение. Они направляются в дикую местность, чтобы разозлить и выманить, либо преследовать эту сильную, плюющуюся ядом тварь, в то время как их высокородные хозяева руководят издали, потягивая вино и принимая поздравления за успешное убийство.

Хотя и довольно редко, но случается, что люди или гончие погибают во время охоты. Виверны бросают раненых охотников умирать, однако у раненого есть товарищи, которые не будут следовать примеру ящера. Несчастные случаи, смерти и ранения никого не шокируют, гораздо больше ужасает мысль о том, чтобы нарушить традицию охоты. Изготавливать противоядие от яда виверна тоже входит в традиции фестиваля.

Принять участие в охоте на виверна — лучший способ завоевать расположение орлесианского дворянина, что было показано в дополнении «Клеймо убийцы» в Dragon Age II.

Яд и его использовании Править

Виверна из-за его яда постоянно повсеместно разыскивают ядоделы, алхимики, а также мастера, изготавливающие сильный спиртной напиток под названием аквэ люцидиус (aquae lucidius, лат. «светлая вода»). Поскольку в аквэ после дистилляции сохраняются незначительные доли яда виверна, он является уникальным галлюциногеном. То, каким образом яд виверна используется для усиления зелий и в алхимических рецептах, до сих пор то ли покрыто мраком тайны, то ли хранится в строжайшем секрете, мнения на этот счёт расходятся.

Виверны в настольной игре Править

Виверны — опасные противники. Хотя герои любого уровня могут найти и победить виверна благодаря удаче и хорошему расчёту, насладиться успехом могут лишь те из них, что избегнут участи быть отравленными (или те, у кого хватит ума изготовить противоядие). Виверны плохо подходят для приключений, придуманных на лету; они предназначены для длинных историй, в которых будут задействованы и знания о них, и их яд, и противоядие.

Читайте также:  Большой египетский сфинкс: мифическое существо, описание

Постарайтесь сделать поединок с виверном кульминацией приключения, которое будет включать его поиск. Или пусть виверн внезапно появится «на сцене», предупредив таким образом героев, что они вступили на его территорию и им не избежать стычки. Помните только, что герои в серьёзной опасности, если столкнутся с ядом виверна, будучи неподготовленными. Виверны — смертоносные твари.

Принять участие в охоте на виверна — лучший способ завоевать расположение орлесианского дворянина. Просто участие плюс демонстрация отваги и охотничьего искусства даёт героям бонус +1 к любому броску на Общение в течение празднества и пира. Если герои нашли виверна и сражались с ним, они получают бонус +2, а если убили его, то +3; этот бонус сохраняется до конца праздника или пока герои не сделают что-то, что обесчестит их.

Менее церемониальная охота будет подразумевает поиск и убийство виверна, который поедает скот, травит местных жителей, или пугает их своими прыжками по горам, и портит пейзаж, оставляя то тут, то там кишки полу-съеденной добычи. Если вы возьмёте верх над такой тварью, это завоюет уважение местных, и вызовет гнев людей, живущих в отдалении, которые почитают вивернов и считают, что их дозволено убивать только дворянам. Честь, традиции и опасность, нависшая над жизнями простых людей, сплетаются в единый клубок и герои оказываются перед очень сложным выбором: пытаться добиться официального разрешения на охоту, в то время как виверн будет угрожать людям, или рискнуть собственными жизнями и попытаться покончить с тварью, пока она не перебила ещё большее количество народу, несмотря на общественный резонанс?

Поиск виверна требует бросков на Разум (Знание Природы) и Восприятие (Выслеживание). На успешность поиска могут влиять и другие факторы, кроме результата бросков: герои могут использовать местных животных для того, чтобы выманить голодного виверна, Общение с товарищами — точнее, соперниками — по охоте, и так далее. И, конечно, если виверн преследует плохо экипированных персонажей, то им будет необходимо сделать удачные броски на Ловкость (Скрытность) и Телосложение (Бег), если они хотят покинуть территорию виверна и нормально подготовиться к следующей атаке.

Яд виверна замедляет цель и медленно убивает её. Жизнь отравленной цели находится в смертельной опасности. Однако после нескольких секунд пребывания в воздухе яд становится куда менее опасным. Поэтому, если хотите собрать его и сохранить для использования, необходимо делать это быстро. Успешный бросок на Разум (Знание Ядов) против сложности 17′ при наличии под рукой недавно убитого виверна даёт 1 к 6 порций годного для употребления яда; второй попытки не дозволено. Если вы используете правило Провалов при создании ядов, яд виверна добавляет только +1 к результату провала; максимальный результат может быть равен 6, не больше — яд виверна никогда не убивает сразу.

Персонаж, на которого попали капли яда виверна, получает штраф -4 к Ловкости. А тот, кто оказался отравлен посредством укуса, начинает страдать от истощающей болезни: его Здоровье падает до через количество часов, равное 1 к 6 + Телосложение (минимум через час), если он не получит противоядие до того, как его время вышло. В течение всего этого времени жертвы яда страдают от жара, галлюцинаций и штрафа к Ловкости.

Противоядие от яда виверна — зелье (для изготовления нужен бросок на Разум (Знание Ядов) против сложности 15), содержащее следующие травы: Мантия Андрасте (Andraste’s mantle), драконья жила (drakevein)и остролист (winterberry).

Охота на противоядие Править

Герои, которые ещё не готовы начать охоту на разъярённого виверна, будут вместо этого охотиться за ингредиентами для противоядия. Выполнить это задание может оказаться необходимо ради того, чтобы вылечить отравленного союзника, высокоуровнего НИПа (в то время как враги будут прилагать все усилия, чтобы противоядие к НИПу не попало). Поиск ингредиентов должен проходить в весьма и весьма сжатые сроки, ведь НИП медленно умирает. Успеют ли герои собрать всё необходимо и сварить зелье до того, как НИП умрёт?

Мантия Андрасте, драконья жила и остролист, в общем-то, не такие уж редкие травы, однако их может быть нелегко найти в данное время года, или в этой местности и за ними придётся куда-то идти; всё это поможет вам увеличить сложность задания. Вот примеры того, какие трудности нужно преодолеть, чтобы заполучить эти травы:

  • Полчаса искать травы в дикой местности, для чего необходим бросок на Восприятие (Зоркость или Нюх)против сложности 13.
  • Отличить драконью жилу от краснолиста(redleaf), что требует броска на Разум (Знание природы)против сложности 13, или рискнуть, и, возможно, использовать неправильную траву.
  • Убедить долийского травника или местного торговца поделиться последней оставшийся веткой остролиста (бросок на Общение (Убеждение) против сложности 15, бонус +1 за каждые предложенные 75 серебряных монет).
  • Найти и сразиться с ворами, которые стащили почти готовое противоядие, не желая, чтобы отравленный оправился от ран.

Последствия Аквэ Люцидиус Править

Для того, чтобы изготовить бутылку аквэ люцидиус(содержащую 10 порций), нужна 1 порция яда виверна и дополнительные ингредиенты, такие, как вода, сахар, травы и закваска (всё это стоит из расчёта 10 серебряных на 10 порций напитка).

Изготовление мало-мальски значимого количества аквэ люцидиус требует расширенного броска на Разум (Варка)против сложности 15; каждый бросок равен часу работы. Те, кто пьёт этот напиток, должны сделать бросок наТелосложение (Выпивка) против сложности 13, от результата которого зависит, как подействует напиток. Повышайте сложность на 1 после каждой порции, выпитой после первой. Каждый персонаж, что провалил бросок, впадает в нирвану только после 1к6 минут головокружения и мерзких галлюцинаций, оставляющих его испуганным и опустошенным(-1 к Разуму и Восприятию) на 1к6 часов. На тех, кто сделал успешный бросок, напиток действует согласно таблице — как именно, зависит от Кубика Дракона. (В напитке нет ни капли магии, но героям будет трудно убедиться в этом).

Изменение цифр Править

Конечно, виверны различаются между собой по размерам и повадкам. Числа, представленные здесь — средние характеристики взрослого виверна. У вивернов помоложе будет более низкая Сила или менее твёрдая шкура. Необычно крепкие или опасные виверны могут быть сильнее или быстрее.

Например, Леопольд из «Клейма убийцы» — редкий экземпляр. Он получает +1 к Телосложению, +1 к Ловкости (и Скорости) и дополнительные 10 единиц Здоровья. Большая часть уникальности Леопольда как персонажа происходит из того, как с ним обращался Герцог Проспер, и как он ведёт себя в бою; это станет испытанием для вас, как для ДМа. Возможно, персонажи ваших игроков столкнутся с самим Леопольдом?

Виверна

Что мы знаем о драконах? Это такие большие рептилии, зачастую способные дышать огнём и охраняющие несметные богатства. В большинстве случаев так оно и есть, но есть один подвид дракона, который стоит рассмотреть поподробнее. Это виверна. От геральдического (т.е классического) дракона её отличить несложно — у виверны всего две лапы, два крыла, и она крайне редко дышит огнём.

Да, вы правильно прочитали, виверны это разновидность драконов, по крайней мере в средневековых бестиариях. Но в фэнтези виверны нередко считаются недомонстрами, которые зачастую даже не состоят с драконами в родстве.

И хотя виверны редко дышат огнём, безобиднее от этого они не становятся — зачастую, они способны плеваться ядом или их укусы ядовиты. В средневековых бестиариях эти твари были ещё страшнее — виверны распостраняли чуму. Но по какой-то причине эта способность мифических виверн в фэнтези почти не встречается.

Nota bene: не всякий дракон с двумя ногами — виверна. В последнее время пошла мода приписывать такое строение тела вообще всем драконам, как более реалистичное с биологической точки зрения (в жизни у всех позвоночных не более четырех конечностей, поэтому, если две из них — крылья, то ног не может быть более двух). Если существо с вивернообразным телом называется драконом, да ещё и дышит огнём — дракон это, дракон! Не записывайте уже Смауга, Партурнакса и Дрогона в виверны!

Содержание

Примеры [ править ]

Фольклор, религия, мифология [ править ]

  • Часто Св. Георгий изображается поражающим виверну (картина П. Уччелло, изображение на гербе Москвы, на копейках).

Литература [ править ]

  • Властелин Колец — безымянных птеродактилей, на которых летают назгулы, фанаты часто называют вивернами.
  • A Song of Ice and Fire — по циклу разбросаны косвенные упоминания о том, что виверны сродни драконам. Официальный путеводитель по миру уточняет: виверна — более примитивный родич дракона, не умеющий дышать огнём и живущий в джунглях Соториоса. У драконов как таковых при этом — «виверновое» строение тела.
  • Упоминается в произведениях Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте (второе название местных выверн — выворотки). Как и в Dungeons & Dragons, у местных виверн, согласно бестиарию, на хвосте ядовитое жало [1] .
  • Finder’s Stone, трилогия по D&D-шному миру Forgotten Realms: во второй книге трилогии основной конфликт идёт вокруг волшебной шпоры виверны, которая позволяет превращаться в огромную виверну. Один из персонажей в этом облике виверны даже умудряется одолеть дракона (точнее, превратившегося в дракона мага).

Кино [ править ]

  • «Виверна» (Wyvern, 2009): фильм о нападающей на людей виверне на современной Аляске.

Мультипликация [ править ]

  • Робот-«змий» из мультфильма «Когда-то давно…» является роботом-виверной, только без крыльев.
  • На доисторической планете из мультфильма «Зеркало времени» (1976) обитают виверны. Тут они показаны как заботливая мать и детёныши.
  • Диснеевский мультфильм «Чёрный котёл»: виверны выступают в роли разведчиков Рогатого Короля, правда их называют не вивернами, а гвитейнами.
  • «Наездники драконов»: местные драконы — это чистой воды виверны. Они не дышат огнём, вместо этого атакуя врагов зубами, когтями, и хвостом. Единственный дракон способный изрыгать пламя — красный дракон Чёрное Сердце, принадлежащий лидеру мутантов Дредвингу.

Видеоигры [ править ]

  • Виверны могут встречаться в играх по системе Dungeons & Dragons. Например, они есть в первом Baldur’s Gate. А в их логове, помимо нескольких живых виверн, также валяется труп исполинской виверны, метров двадцати длиной.
  • The Witcher: в первой игре «Ведьмак» присутствует две разновидности этих созданий: обычные и королевские. В игре их неоправданно записали в класс орнитозавров (согласно книгам, единственная известная орниторептилия — это куролиск).
  • Heroes of Might & Magic — играют роль дракона у Варваров или у Болотников (в зависимости от части).
  • Might and Magic VII, VII — враждебные монстры. Довольно опасны — обычный и рогатый виверны отравляют сильным ядом, а древний способен убить с одного удара.
  • В мире Dark Souls виверны, или дрейки — дальние родичи драконов. Красные виверны-минибоссы умеют дышать огнём и, хоть до настоящих драконов и не дотягивают, всё же они твари огромные (игрок свободно может бегать под брюхом), злющие и опасные.
    • В первой игре встречаются ещё мелкие (2-3 метра) синие виверны, которые стреляют электричеством, а особо доставучая красная оседлала мост и «простреливает» весь его огнём, стоит только высунуться.
    • Во второй части нам придется пройти через целое гнездовье красных виверн, где в воздухе их носится несколько десятков — впрочем, драться придется только с четырьмя сидящими на земле, летающие вас не тронут. Однако, если разбить с десяток яиц, то, когда вы ступите на мостик в конце гнезда, прилетит виверна и снесёт его вместе с вами.
  • Age of Wonders:
    • Зелёный виверн у ящеров, сильный летающий юнит. Как и у почти любого фэнтезийного виверна, его укус ядовит.
    • Всадник на виверне у гоблинов. Отравляет противников, а после получения золотой медали приобретает способность дышать ядовитым газом.
  • WoW — летающий маунт Орды, приручённый войсками Тралла в третьей части. По анатомии каноничны, но имеют черты крупной кошки и скорпионий хвост и скорее напоминают мантикор. На классических виверн похожи протодраконы.
  • Quest for Glory IV. Летает, жалит ядом.
  • Disciples: вивернами называют оживлённых некромантами драконов. Со временем они перерождаются в драколичей. Эти, к слову, действительно разносят чуму, но по анатомии, внезапно, не виверны, а линдвормы.
  • Darkstone. Среди противников — виверна и мистическая виверна (эта владеет магией).
  • Sacred: в честь виверн называется целое ущелье. Тем не менее сами они ничего особенного из себя не представляют: вроде бы и летают, но (в отличие от крылатых ящеров, гарпий, горгулий и демонов) низенько-низенько, так что игромеханика этого даже не учитывает.
  • Snail Battles: местные «драконы» на самом деле — чистой воды виверны. Настоящим драконом можно считать разве что финального босса.
  • Dragon Age: в дополнении ко второй части «Клеймо убийцы» Хоук и его команда могут поохотиться на вивернов в лесах возле замка герцога Проспера де Монфора. А в финале сам герцог будет сражаться с командой Хоука верхом на ручном виверне Леопольде (последнего можно предварительно травануть при ночном рейде по замку).
  • Terraria — здесь виверны это хардмодные мобы, которых можно встретить высоко в небе. Правда они похожи не на фольклорных виверн, а на китайских драконов. А вот этерианские виверны из армии Древних, выглядят вполне канонично.

Настольные игры [ править ]

  • Dungeons & Dragons, в классическом виде. У здешних виверн есть ещё одна важная особенность: их хвост заканчивается ядовитым жалом. А ещё они разумны, и имеют злое мировоззрение.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Собственно, Сапковский первым употребил на польском языке слово «виверна» (до этого польские поклонники фэнтези и игр называли это существо на английский манер «уайверн». Сам пан Анджей долго был уверен, что название «виверна» он и придумал. Что немного странно — польский шляхтич и гуманитарий к тому же: вряд ли уж не разбирался в геральдике.
Читайте также:  Существуют ли домовые: в реальной жизни, на самом деле, в квартире

Виверна входит в серию статей

Посетите портал «Бестиарий», чтобы узнать больше.

Виверна

АвторСообщение Loki
Король

Имя : Захар
Откуда : Сербия – Белград

Сообщения : 14683
Настроение : Лето снаружи, лето внутри

Тема: Виверна Чт Дек 19, 2013 2:24 am
Loki
Король

Имя : Захар
Откуда : Сербия – Белград

Сообщения : 14683
Настроение : Лето снаружи, лето внутри

Виверна (от англ. Wyvern — уайверн; этимология восходит к лат. vipera — гадюка), виверн — вымышленное существо, разновидность дракона, в отличие от классического геральдического дракона имеющее только одну, заднюю пару конечностей, а вместо передней — перепончатые крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья.

В мифологии

Согласно средневековым бестиариям, виверны обитали в Скандинавии, Греции и Эфиопии. Виверн считали крайне агрессивными, они якобы использовали своё жало для того, чтобы резать или колоть жертву, кроме того, часто жало считали ядовитым. Некоторые легенды связывали появление вивернов с эпидемиями чумы.
В норвежском фольклоре виверна фигурирует под названием «линорм», однако следует учесть, что линормы не всегда имели крылья

В символике и геральдике

Виверн часто встречается в алхимической иконографии, в которой олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия с драконом.
Виверн, олицетворяющий свирепость, изображён на гербе польского рода Лацких, гербе семейства Дрейк, гербе Враждов из Кунвальда.

Тема: Re: Виверна Чт Дек 19, 2013 2:26 am
Loki
Король

Имя : Захар
Откуда : Сербия – Белград

Сообщения : 14683
Настроение : Лето снаружи, лето внутри

Сегодня общепринятым описанием виверна (ну или виверны) считается описание “по Сапковскому”: “Род дракона, в отличие от классического экземпляра имеющий только одну (заднюю) пару конечностей, а вместо передней нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверн пользуется весьма ловко — ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить ее навылет. Кроме того, жало ядовито.” (49: с.307-308)
В целом, со всем этим можно и нужно согласиться. Только вот есть несколько “нюансов”, о которых пан Сапковский не упоминает или о которых не знает.
Самое пикантное здесь заключается в том, что, как пишет АС*, виверн есть “род дракона, в отличие от классического экземпляра. ” и дальше по тексту. Так вот, виверн и есть классический европейский дракон! Реально. Сомневающимся рекомендую внимательно посмотреть на средневековые изображения драконов, смотрим иконографию или ту же картину Паоло Уччелло “Битва Святого Георгия с драконом”, например. Интересно, что и у славян мы имеем аналогичную ситуацию — рекомендую миниатюры Радзивилловской летописи или православную иконопись. Это все к тому, что виверн и есть классический западноевропейский дракон. Показательно, что в свое время, когда проходила унификация российской и западной геральдических традиций (XVIII век), в российской геральдике раздавались даже голоса в пользу того, чтобы конкретно развести понятия: драконом именовать только крылатого двулапого монстра, а крылатого четырехлапого — змеем. Впрочем, эти предложения не были услышаны и дракон победил змея (***).
Но к геральдике мы еще вернемся, а пока обратимся к паразоологии. В Средневековье виверны были широко распространены или, как минимум, известны. Тогда считалось, что они обитают в Скандинавии, Греции и Эфиопии и являются разносчиками чумы (**). Да, они представлялись как двулапые и крылатые твари с длинной шеей и длинным хвостом. И вот здесь второй неясный момент — вивернячий хвост. Суть непоняток в чем: Сапковский пишет о “сердцеобразном” (типа наконечника стрелы или копья) охвостье. Но в других источниках говорится о шипастом хвосте виверна (**, ****, *****). Стреловидное же окончание мы имеем на хвосте Симплициссимуса — личного бэджа неудачливого короля Гарольда. Тут, конечно, не совсем ясно, был ли симплициссимус отдельным видом дракона или именем собственным, но все-таки. С другой стороны, окончания хвоста у геральдического виверна какое только не бывает, в том числе и рыбское, в частности, у морских вивернов. Вот я и думаю, может, зря я на хвосте так заморачиваюсь?
Теперь третий момент, в котором я не могу окончательно согласиться с уважаемым мною паном Сапковским:
“В “Часе презрения”, чтобы придать слову wyvern польское звучание, я дал чудовищу название “a>виверна”. Это, конечно, вымысел и неологизм, но не лишенный смысла. В соответствии с некоторыми теориями, wyvern выводится из латинского “vipera” (змея), название же змеи идет от ее предполагаемого живорождения (vivipara, хотя есть и другая этимология, см. Гадюка). Отсюда взялась и моя виверна — опирающаяся на корень “vivi. ” и, как и змея, — женского рода. В польских переводах фэнтези и бестиариях ролевых игр неизменно фигурирует английский “wyvern” (произносится — уайверн), хоть в других случаях ролеплейных текстов переводчики не раз щеголяли стремлением название полонизировать. Может, кто-нибудь наконец решится взять на вооружение мою виверну? У меня на нее авторских прав не меньше, чем у Толкина на орка, но — обещаю — я не стану им (правом) чрезмерно размахивать.”
Анджей Сапковский “Бестиарий” (49: c.308)

Здесь я хочу обратить внимание на происхождение слова “виверн”. Мне представляется, что латинская vipera здесь несколько притянута за уши. Объясню почему. Германская мифологическая традиция достаточно богата своими аутентичными драконьими наименованиями, чтобы “цеплять” чужую гадюку. И хотя идея взаимосвязи латинской гадюки через французские vouivre или wouive достаточно распространена (******), представляется, что все-таки более вероятна связь английского wyvern с древнеанглийским wyrm и старонемецким wurm. Кто знает современный английский, для того очевидна связь со словом “worm” — червь. Думается, что виверн гораздо ближе к общегерманскому червю, нежели к латинской змее. Дракон как “червь” весьма распространен на “севере”. Вспомним Йормунганда, чье имя переводится как “великанский посох” (кеннинг — “морская нить”), или Фафнира, которого Сигурд подловил в специально вырытой яме, когда тот проползал над ним. Черви-ползуны, короче говоря. Хотя на старинных изображениях лапки им иногда пририсовывали, это да.
Ну и давайте закончим с паном Сапковским. Он пишет: “Виверн часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл”(49: с.308). Это да, а алхимик представал рыцарем, который этого дракона должен победить, то есть буквально превратить металл в золото. “В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно его также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.” (49: с.308). А также на множестве гербов разных стран, но больше всего — в Англии.
Патриоты говорят, что виверн вообще-то всегда* был эмблемой правителей Уэссекса (согласно теории Stephen Friar, дракона в Уэссекс принесли римские когорты, на сигнах которых эти твари и были изображены (******); сами римляне эту идею позаимствовали, видимо, у сарматов). До сих пор в Великобритании слово “виверн” у многих ассоциируется с областями Уэссекса. Вообще виверн часто используется как герб-эмблема-талисман много где на западе и юго-западе Англии (******). По поводу геральдики можно дополнить вышесказанное разве только тем, что виверна рассматривали как знак силы (опекунства) для тех, кто выбрал это изображение как свой символ. Гербовые цвета — зеленый и красный. Красным изображается живот и внутренняя поверхность крыльев (**).
Такие дела, да. Ну понятно, что новую жизнь виверны обрели в фэнтези мирах — литературных и игровых. В литературной сфере первый респект, конечно, пану Сапковскому. Есть виверны и на земле хайборийской эры, придуманной Говардом (хотя именно про вивернов писал Спрег де Камп). Еще про вивернов писал Желязны в цикле “Хроники Амбера”, где виверн упоминается как одно из животных, связанных с Хаосом — антиподом Амбера.
Также упоминаются виверны в мире семи королевств, описанном Джорджем Мартином в серии книг “Песнь Льда и Пламени”, а также показанном в достаточно популярном сериале “Игра престолов”. Однако, не совсем ясно, как они здесь выглядят и чем отличаются от остальных драконов, которые у Мартина также имеют по две лапы и два крыла.


Источники
Бестиарий Анджея Сапковского / “Нет золота в Серых Горах” — М.: АСТ, 2002 (49)
Копычева Т.А. Мифологическое драконоведение. — М.: “Вече”, 2007 (377)
Онлайн источники
Википедия (ru) (*)
Виверн на Dragon’s Nest (**)
Королев Г.И. “Змей или дракон?” (***)
Европейские драконы на Dragon’s Nest (****)
Непомнящий Н.Н. “По следам морского змея” (*****)
Wyvern на сайте Monstropedia.org (******)
Wyvern на сайте ВикиФур (*******)

Дополнительная информация
Википедия (en)
Encyclopedia Draconica (en)

Топ 10 Мифологических ошибок #1 или “Виверна – не дракон”

Я долго и много занимаюсь распутыванием мифологических связей в первоисточниках – сказках, былинах, мифах и бестиариях. Здесь я приведу краткий разбор основных мифологических ошибок, встречающихся в современной культуре.

Прогуливаясь по форумам и книгам, я часто сталкиваюсь со всякого рода ошибками и курьезами, когда кто-то где-то что-то услышал и теперь считает это непреложной истиной или использует уже существующий канон в своем произведении без оглядки на первоисточник. Я долго и много занимаюсь распутыванием мифологических связей.

Если у вас написано по-другому – не пугайтесь, пусть это будет ваше авторское видение. Но помните: если свойства ваших существ сильно отличаются от какона или “списаны” с игры или фильма (разработчики и сценаристы которых тоже книжку-сборник мифов никогда в руках не держали), лучше назовите его по-своему и приведите описание – создайте свой канон.

10. Грифоны Банковского моста

Даже если вы никогда не бывали в Питере, вы наверняка слышали о знаменитых скульптурах львов, встречающихся на каждом шагу. А я, проходя мимо крылатых львов Банковского моста, еще и часто слышу режущее уши “грифон”.

Грифон (gryphon) – мифическое существо с крыльями и одной из пар лап орла, орлиным клювом, лошадиными или филиньими ушами и второй парой лап и телом льва. Пришел из шумеро-аккадских и скифских мифов о золотых зверушках богов сначала в Аравию, а потом в Европу.

Грифоны традиционно изображаются с птичьим клювом, грифа, орла или ворона, иногда зубастым, иногда с мордой дракона с клювом на конце, иногда с крыльями дракона, а не орла, иногда и вовсе без крыльев (но с узором на плечах).

Но с львиной мордой – тогда мы уже имеем дело со сфинксом, альфином или мантикором. Впрочем, художников и скульпторов эпохи Возрождения мало волновала историческая справедливость – они просто рисовали символизм, смешивая популярные образы.

Ассирийский фрагмент декора

Скифская золотая пластина

Грифон является символом Силы, объединяет Небо (орла) и Землю (льва), популярный геральдический персонаж.

Сами же грифоны, возможно, придуманы суеверными скифами после находки костей динозавров – протоцератопсов или стиракозавров. Размеры примерно соответстуют львиным, наличествуют 4 мощных лапы, клюв с зубами, а крылья, возможно, осколки костяного воротника, длинные лопаточные кости или отпечатки хребтовой щетины. Плюс недалеко могли находиться выходы золотой жилы и кварцевого песка, имеющего золотистый оттенок.

9. Русалки с рыбьим хвостом и без

Традиционно на Руси и в прилежащих государствах существуют сказки о русалках – длинноволосых красавицах, сидящих на ветвях прибрежной ивы или на золотом пшеничном поле и чарующим голоском заманивающих неосторожных юношей.

Отечественный аналог речной нимфы, нереиды или наяды, русалка никогда не имела рыбьего хвоста – это была красивая (иногда худая), часто обнаженная или полуобнаженная. Только бледная кожа и иногда зеленоватые волосы (обычно – русые), всегда длинные и распущенные (распущенные волосы считались признаком бесовства) выдавали в ней не человека.

Русалки как духи природы иногда отождествлялись с берегинями и полевицами, как нечисть с мавками (призраками девушек и женщин, утопленницами, проклятыми).

Не считались однозначно злыми, хотя иногда причиняли вред. Раз в год на праздники могут утащить в свое потустороннее царство.

8. Гарпии с грудью и Сирены-нерусалки

Гарпии или арпии (др.гр. “хватать”) – мифические птицы с почти человеческими головами, по легендам досаждавшие царям (похищали еду на пирах) и путешественникам. Изначально – местные божки, персонификации ветра, судьбы, жестокой природы, без перевеса к какому-нибудь полу.

Озабоченными греческими философами и скульпторами (часто посещавшими своих “муз” – гетер, “жриц любви”) наделены женскими чертами – прекрасными лицами, голым животом, женскими бедрами и грудями. После к ним добавили чарующий голос и в некоторых случаях – руки (красоты ради).

В геральдике означает необходимое зло, в совокупности с образом духов мщения-фурий – ярость, иногда – алчность.

Схожие с гарпиями существа есть во многих мифологиях. Так, в Древней Греции еще существовали Сирены (нет, это не русалки – их облик не сильно отличался от гарпий, такие же птицы с головами дев, ничего от рыбы в них нет), заманивающие морских путешественников и торговцев на скалы волшебным пением. Некоторые из них сторожат Райский сад.

Из греции на Русь перекочевала Сирин – птицедева, поющая песнь печали по павшим воинам или предсказывающая плохую судьбу. Вместе с птицедевой Алконост (алкун – зимородок, вообще происхождение названия – искаженная калька звучания баллады о зимородке) поют оду жизни и судьбе. Сирин – печальную, Алконост – дарующую гипнотическое наслаждение. Алконосты также сторожат Райский сад (Ирий) и поют попавшим туда праведникам.

Недалеко от них располагается Гамаюн (humay – перс. богатый, счастливый, процветающий, обильный, птица, приносащая счастье + гам/гум – гомон, шум, распевания), сказка, привезенная на Русь из Персии, о прекрасной птице, своим пением дарующей счастье.

По одной из сказок у крошечной птички Гамаюн вообще нет ног и крыльев – летает с помощью хвоста, пока не упадет, предвещая кому-то смерть. По одной из версий, слово Гамаюн или Хумаюн легко в основу английского названия Колибри (humming bird). В полете крылья птички двигаются так быстро, что их не видно, крошечные лапки слабы и прячутся под перьями, так что создается ощущение, что колибри парит в воздухе, помахивая хвостом.

7. Демоны=Дьяволы=Черти=Бесы=Сатана=Люцифер=Зло-во-плоти

За эту часть меня, наверно, четвертуют, но написать надо. Хотя потом на это будет свой отдельный длиннопост. Или рассказ.

Демоны, даймоны (др.греч. daimon – дух, божество) – языческие божки на юге Европы, такой же термин для местных богов и духов природы, как джинн на востоке. Часто драконоподобные, мудрые, не очень тяготеющие к людям, способные менять облик, не добрые, но обычно не злые без причины. Как и все языческое, христианством объявлено дьявольским.

Дьявол (diabolo, др.греч. diavolos – клеветник) – трикстер, черт, мелкий злобный дух-проказник, соблазняющий людей на необдуманные и плохие поступки. В христианской традиции является персонификацией повседневного зла. Позднее почему-то гипертрофировался в образ князя зла, коих церковь насчитывала легионы (надо же было как-то позиции укреплять).

Чёрт (черт, керт, царт польск. czart) – то же самое, что дьявол, мелкий дух-пакостник. В Восточной Европе слился с образами кикимор и мелкой нечисти и приобрел характерные черты (рожки, длинный хвост и т.д.).

Бесы – менее материальные духи зла, часто – злые момыслы, “вихри враждебные”. Способны вселяться в людей, смущая их души и толкая на всякие злые деяния (чем больше бесов, тем хуже поведение человека). Часто смешиваются с лярвами и прочими энергетическими паразитами.

Сатана (satan – противник, в исламе – Шайтан) – изначально, Сатанаэль, Господин-Обвинитель (satn, stn – обвинять, клеветать, судить, el – господин, владыка), один из ангелов, не имеющих свободы воли, адвокат дьявола на суде души (когда судят душу, два ангела высказываются – один за праведные дела, другой – за грехи. Сатанаил зачитывал список грехов). В Средние века после многочисленных ошибок в переводе и трактовок стал именоваться противником Бога и Владыкой Зла, королем Ада, посылающим своих слуг соблазнять людей на грехи.

В Исламе, кроме Шайтана, с Сатаной отождествляется также Иблис, умнейший из джиннов, возведенный в ранг ангелов, но имеющий свободу воли и не подчиняющийся Господу (не правда ли, напоминает историю скандинавского полукровки Локи, поставленного в один ряд с Асами, но не подчиняющегося им?).

С Сатаной также из-за разницы трактовок стали отождествлять Самаэля (Самуила, samae – яд, el – владыка), иудейского ангела-жнеца. Вместе с Габриэлем, забирающим души праведников кошерным (правильным) заточенным кинжалом, Самаэль пожинал души грешников зазубренным или волнистым некошерным кинжалом.

Люцифер (греч. Светоносный, Лучезарный) – вообще не при чем в персонификации зла. В греческой мифологии – рядовой даймон, сын Утренней Зари (как и Афродита до победы культа Зевса и причисления всех богов к его детям). Мудрый и справедливый, имеет много черт, схожих с богом Ра в Египте и некоторыми богами Ассирии, Вавилона и древней Европы (например, сын Утренней Зари с яркими сине-зелеными крыльями, прилетевший с неба в белом яйце или бутоне лотоса верхом на падающей звезде и плавающий по небу в Ладье Тысячелетия). Вместе с другими даймонами попал под раздачу от проповедников, а после появления ордена алхимиков-иллюминатов вообще стал главным псевдонимом Зла.

Вывод – все зло от монотеистов люди сами себе придумывают зло, вместо того, чтобы бороться с екущими врагами и проблемами.

6. Зеленые Орки – кровные родичи или мутировавшие эльфы.

Спасибо толкину за “Властелин Колец”, и поныне порождающий кучу домыслов и споров. (нет, книга хороша, я про канон) А знаменитые D&D и Варкрафт распространил образ коричневых и зеленых клыкастых гигантов.

Изначально, слово Орка (orca, oruk) означало монстр, хищник (морское чудовище – кашалота или косатку, что и стало основой латинского названия косатки – Orcinus orca). Так, греческое имя Плутона (Аида), звучало как Orcus. От него же, скорее всего, образовалось слово Огр (ogre ogres, ogrinus) – еще одно общее слово для разных чудовищ, от троллей до гоблинов.

В средневековых поэмах встречаются слова orcneas – подводные чудовища (орк и neas – наяда, морская нимфа). В Англии слово Orc часто обозначало чужестранца, в первую очередь – норманна (или скандинавского викинга – за огромный рост, крепкое телосложение, свирепый нрав и суровые традиции).

Так что никакой связи между орками и эльфами нет.

5. Кикиморы – тентаклевые жукопауки.

Печально, но Анджей Сапковский, пока писал своего Ведьмака, то ли поленился заглянуть в свой любимый сборник польских сказок, то ли намеренно сделал такую ошибку – описал кикимор как болотных кальмаров или пауков. Создатели фильма и игры не стали исправлять сию оплошность, а наоборот, ее поддержали.

Кикимора, кикимара, кики, кикмор, кикимерки, шишиморы, кукиморы, кыка, каукс, кукан, никши, болотница или болотник – все это означает кикимор.

Кики или куки – вероятно, исходит от глагола кукать, кикать – шуметь, кричать по-птичьи (вероятно, отсюда кичка – женский головной убор с рожками или в виде птицы), иногда указывают кукать как окликивать, выглядывать из-за угла. Мара, мора – общее слово для всего чуждого или потустороннего, позже связанного со смертью. Часто марами называли болота и запруды – моровая, мертвая (в смысле – не текучая) вода.

В восточноевропейской традиции (русской, белорусской, украинской, а также у латышей и поляков) кикиморы (кикимары, кикимеры) – частично антропоморфные существа, обитающие недалеко от жилища человека – в лесах, болотах, брошенных постройках. Не считались злыми, однако обиженная кикимора может принести беду или болезнь.

Описывались как невысокие и худые сгорбленные человекоподобные существа с тонкими конечностями, птичьими или лягушачьими ногами, большими глазами и чешуйчатой или сморщеной кожей. Иногда – с перьями или щетиной на голове, шее и спине, часто с длинным хвостом, рожками, без носа и с клювом. После прихода христианства стали считаться недоброй нечистью и легли в основу образа чертей.

Кикиморы чирикают, многие хорошо понимают и воспроизводят человеческую речь, иногда общаясь стуком и щелчками. Обычно ночные или сумеречные и суетливые существа. Таготеют к людям – так, считалось, что кикиморы помогают людям, но делают это неумело – отсюда спутанная пряжа, оставленная на ночь, или разбросанные дрова. Своей неосторожностью могут напугать детей или скот, играют с кошками и пищат по ночам.

Считалось, что кикиморы – дальние родственники змеев-драконов. Также бытовало поверье, что кикиморы – дети драконов и девушек. Ведьма, живущая с драконом, приобретала черты кикиморы (чешуя, хвост, змеиные или лягушачьи глаза). А что, если горизонтальный перенос генов?

Позднее их образ стал сливаться с домовыми, банниками и чертями, кикиморами и русалками стали называть утопленников и проклятых.

Чем Вам не кикимора?)

4. Виверна – не дракон!

Особенно любимое занятие фентезистов на форумах – устраивать драки по поводу разновидностей и классификации драконов. И обычно спор начинается с утверждения, что виверна – это дракон. Или наоборот.

Виверна, виверн, уайверн (Wywern) – довольно крупная рептилия, имеющая одну пару задних лап и одну пару больших крыльев вместо рук. Также отличается сравнительно длинной шеей и змеящимся хвостом с костяным жалом на конце. Часто с головой змеи или саламандры. Иногда виверну путают с кокатриксом или василиском. Возможно, так оно и правильней (смотри следующий пост).

Этим они отличаются от традиционных драконов, обычно имеющих 4 лапы и 2 крыла, не очень длинную шею и обычно не имеющих жала (вместо него рисуют стрелочку или ромб – видимо, для балланса и руления).

Предположительно, слово происходит от латинского vipera – змея, гадюка, или староанглийского вирм(wyrm) – змей, червь или что-то извивающееся, змеящееся и кишащее.

Хотя слово вирм, наравне с норвежским линормом (англ. lindworm, норв. linnormr, lindwurm – что-то близкое к змеящемуся червю, опять же) обозначает целую группу рептилий – от змей и крупных ящериц до двух- и четырехлапых драконов и ящеров, с крыльями и без, и даже морских змеев (sjormer). Сюда же относятся накеры (knuckerwurm – обитатель колодцев и источников, длиннотелый змей с 4 маленькими лапками и иногда рудиментарными крылышками) и татцервормы.

Линдворм

Так вот – в европейской традиции нет однозначного ответа, считать виверн драконами или нет (зато у поклонников D&D и прочих оно, конечно, есть) . Но в Европе драконом (draco, dreki, drago) называли любую большую ящерицу, не обязательно крылатую, не обязательно огнепышащую или летающую, как линорм или вирм в скандинавских странах. Просто большое и опасное чешуйчатое существо.

Вердикт: виверна – это дракон. Просто “дракон” – не таксономическая единица, а сборная группа – как бактерии, вирусы или ящерицы (да-да, многие группы ящериц развивались из разных предков и не родственны друг другу).

Когда будете говорить “дракон”, уточняйте – какого именно дракона Вы имеете в виду. Может, вообще луна.)

3. Василиск – это змея.

2. Феи и эльфы с крылышками, Толкин и дроу.

Придётся с этим жить, но в мире «Игры престолов» и Skyrim не было драконов. Оказывается, всё сложнее

Вам, возможно, придётся присесть, чтобы прочитать следующее предложение. В мире «Игры престолов» и игры «Скайрим» не было драконов. По крайней мере, если верить пользователям Reddit, которые устроили жаркие дебаты на тему того, какие именно существа присутствуют в обоих мирах. И выяснили, что Довакин сражался с вивернами, а Дейенерис Таргариен вовсе не Мать драконов, а Мать виверн. И они не драконы.

Пользователь Reddit с ником 4h0y1m4p1r4t3 26 декабря запостил картинку, которая, по его словам, «почти разрушила для него Skyrim. Почти». В коллаже из двух изображений были показаны различия дракона и виверны — мифического существа с одной парой лап и крыльями.

Имеет четыре ноги и крылья. Дракон. Имеет две ноги и крылья. Виверна.

Пост всего за сутки собрал больше 40 тысяч апвотов, две с лишним тысячи комментариев и драконо-виверновых экспертов всея интернета. Они развернули под публикацией бурную дискуссию о том, можно ли технически считать виверн драконами или это всё же отдельный вид. Согласно Оксфордскому словарю, виверна — это двуногий дракон с одной парой крыльев и шипованным хвостом.

Получается, что виверна и дракон — две вариации одного вида, различающиеся лишь сборкой? Некоторые пользователи в комментариях именно так и посчитали. И заявили, что пост не совсем точен.

FatesVagrant

Более того, в догонку к оригинальному посту юзер Masta-Pasta поделился мемом, пристыжающим людей, которые пытаются казаться умными, заявляя, что виверны не драконы.

Спустя 15 лет я наконец-то нашёл… Свиток истины! Если вы говорите, что драконы в «Скайриме» и ИП — не драконы, а виверны, вы не выглядите умным. Виверны — это подвид драконов, надменный дурак.

Но поскольку интернет может похвастаться наличием в нём экспертов на какую бы то ни было тему, пользователь, выдающий себя за профессионального драконоведа, быстро пояснил за виверн (используя меметичный паттерн).

Cant_think_of_Names

Если принимать за истину объяснения Cant_think_of_names, можно прийти к выводу, что и в «Игре престолов» тоже не было драконов, а все подопечные Дейенерис Бурерождённой также являются вивернами. И Дрогон, и Визерион, и Рейгаль могут похвастаться лишь одной парой лап, так что называть их драконами не совсем корректно.

Дрогон из «Игры престолов»

Да и Дейенерис придётся немножко подкорректировать свой титул, как отметил один из пользователей Reddit.

Sumdood88

В надежде расставить все точки над i юзер Monsieur_Onio поделился драконовой инфографикой, наглядно демонстрирующей различия между видами гигантских выдуманных ящериц. Если верить этой классификации, то действительно ни в «Игре престолов», ни в «Скайриме» не было ни единого дракона. Более того, Смауг из «Хоббита» тоже относится к вивернам. Единственный, кто не вводит зрителя в заблуждение, — Беззубик из мульта «Как приручить дракона». У этого любимца публики есть и четыре лапы, и крылья.

В Medialeaks, к сожалению, нет ни одного магистра драконоведческих наук, который мог бы наверняка сказать, можно ли уверенно звать виверн драконами или лучше всё же поберечься гнева гиков. Впрочем, в комментариях на Reddit тоже вряд ли сидят дипломированные эксперты по мифическим рептилиям. Однако один из пользователей подытожил дискуссию так, что с ним сложно поспорить.

crazyjack73

Непонятно, что бы с такими сложными тонкостями «Скайрима» делали участники шоу «Своя игра» в США. Там игрокам начали задавать простые вопросы про видеоигры. Но простыми они показались только зрителям шоу, а вот знатоков ожидал грандиозный провал — на их ответы больно смотреть.

А вот Кит Джон Сноу Харингтон смог-таки получить собственного дракона. Правда, не в «Игре престолов». Да и монстр совсем не такой, какими мы привыкли видеть питомцев Дейенерис Таргариен. Но это не нововведения в ИП, а представление совершенно другого проекта.

Читайте также:  Существуют ли оборотни: в реальной жизни, на самом деле, миф или нет
Ссылка на основную публикацию
Тема: Re: Виверна Чт Дек 19, 2013 2:31 am