Колдун вуду: история возникновения, концепция магии

Вуду как религия и магическая система

Из этой статьи вы узнаете:

Интерес к Вуду на европейской части Евразийского континента возник давно. По сути, с того самого времени, как об этой традиции европейцам стало известно благодаря книгам некоего миссионера по имени Джон Гайти (в 1884 г.). Правда, этот человек преподнес неизвестную ранее европейскому обывателю религию в довольно-таки искаженном варианте как поклонение дьяволу, сопровождаемое реками крови убиенных в жертвоприношениях младенцев и каннибализмом. Потому и закрепилась за Вуду слава магической традиции, направленной исключительно на причинение зла ее носителями — злобными колдунами, которые создают зомби, поднимая из могил умерших, а также особые куклы (известные как куклы Вуду), посредством которых наводят болезни, лишения либо смерть на того, кого данная кукла олицетворяет.

История и базовые концепции религии

Безусловно, подобное присутствует в Вуду. Но это лишь малая составляющая данной традиции и притом далеко не основная, ибо Вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков. Это одна из интереснейших афро-карибских религий с богатейшей историей, уходящей корнями в глубокую древность, в рамках которой празднуются религиозные праздники с проведением церемоний и символических жертвоприношений (в числе которых преимущественно дары природы, но в некоторых случаях в жертву приносится живая курица). Разумеется, в данной религии присутствует и колдовство, равно, как и в любой иной (даже в том случае, когда данный аспект отрицается адептами религии). Здесь имеются и так называемые черные колдуны, практикующие черную магию (т. е. злые колдуны, которые наводят на человека болезни, проблемы, смерть), и так называемые белые (жрецы Вуду, занимающиеся исцелением больных, снятием проклятий и f п.). Поэтому в целом Вуду является и религией, и колдовской системой.

Почему я поднимаю тему данной традиции? По причине все той же популярности Вуду среди людей, ищущих свой собственный путь в мире магии. И, разумеется, по причине частого поступления вопросов касательно практик Вуду. А потому, что вопросы эти преимущественно касаются как раз-таки той «темной» колдовской стороны религии Вуду, связанной с «черными колдунами», я просто обязан заинтересованному человеку дать информацию во избежание перекосов в понимании того, чем именно является традиция Вуду.

Начну с ответа на вопрос, а работает ли Вуду не на своей на территории?

Да, утверждение, что любая традиция сильна только там, где она была рождена, имеет место, и я поддерживаю его. Но хотел бы уточнить. Глубинную сакральную суть любой традиции можно понять только в месте ее рождения, формирования и проявления. Соответственно, там же можно извлечь и максимальную пользу из практической ее стороны. В то же время не каждому, кого интересует та или иная традиция, нужно полностью перестраивать свой уклад жизни и отправляться в дальние края с целью изучения предмета своего интереса, как говорится, на месте. Дело в том, что в любой точке земного шара были и есть люди, которые испытывают подсознательное влечение к какой-либо традиции, не имея при этом никакого с ней контакта территориально, а соответственно, и культурно. Причина в памяти. Но не в той памяти, о которой в большинстве случаев говорят люди и что подразумевают под этим процессом, а в той, которую я бы назвал «голосом» или же «зовом крови», «зовом Души». Это гораздо более глубокое понятие, включающее в себя и память тела (то, что хорошо отражает генетика), и память Души (т. е. память о прошлых воплощениях).

Является ли магия Вуду вашим предназначением?

Поэтому, если причина интереса не поверхностна (когда человека просто привлекла какая-то сторона традиции своей красочностью, например, колоритностью, загадочностью и т. п.), а глубинна (когда влечение идет изнутри и незримо ведет человека в направлении того, что ему близко и интуитивно понятно), — любая «чуждая» определенной культуре и территории традиция может оказаться именно для него родной и близкой, а значит, и полностью рабочей.

Так нужно ли все же в таких случаях отправляться в места рождения традиции? Ответ здесь индивидуален для каждого. Мое же мнение таково: если такая возможность есть, то посетить «родину» близкой вам традиции желательно, ибо, только углубившись в аутентичную атмосферу, можно не только рассмотреть и понять, но и прочувствовать все важные составляющие традиции на фоне родной ей культурной среды. В то же время это не означает того, что практиковать вы можете, только находясь там. Если это действительно ваше, то подключиться к нужному эгрегору для вас не составит труда, где бы вы не находились.

В данной статье я коснусь только исторической стороны раскрываемой темы. Потому как, не зная исторического фундамента (хотя бы кратко, поскольку не каждому дано быть историком, да, собственно, не каждому это и нужно), невозможно по-настоящему разобраться ни в одной теме, которая вам интересна по каким-то причинам. Также коротко охарактеризую базовые концепции данной традиции.

Итак. Что такое Вуду и какова его история?

Как возникла религия Вуду

Считается, что Вуду (Vodou) как религия (известная как Vodun, Voodoo и Hoodoo) впервые возникла на острове Гаити (Карибские острова). Тем не менее ее изначальные корни следует искать на территории Западной Африки (Бенин и Нигерия) — Вуду является традиционно африканской религией, имеющей ныне в некоторых странах данной части континента статус государственной. Дело в том, что отсюда в Северную Америку (и в частности, на Карибские острова) в XVI (по некоторым данным впервые рабы на Гаити были доставлены в 1503 г.) и начале XVII вв. массово свозились чернокожие рабы для сельскохозяйственных работ, которые, помимо прочего, подвер­гались в обязательном порядке «католизации». То есть их насильно вынуждали принимать чуждый для них католицизм для скорейшей ассимиляции (т. к. любая религия всегда использовалась и используется как инструмент ассимиляции, а соответственно, и подчинения).

Именно поэтому традиция Вуду содержит много компонентов, характерных для католицизма: используются статуи божеств, свечи, мощи, всевозможные реликвии и т. п. Таким образом Вуду с полным основанием можно расценивать как продукт работорговли, поскольку появление этой своеобразной религии было ответом рабов на пытки и унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли (как пример, таким же ответом стала и бразильс­кая Капоэйра — уникальное боевое искусство, скрытое под видом танца).

Так в XVII в. на территории Карибских островов возникло Гаитянское направление Вуду или Гаитянская традиция, представляющая собою компилят исконно африканских верований и католицизма. Более того, на одном из примеров, а именно на особенностях культа богини любви Эрзули (Erzulie), можно отследить взаимосвязь также и с другими религиями, т. к. во многом Эрзули соответствует и египетской Исиде, и греческой Афродите, и римской Венере, и христианской Деве Марии. А поклонение символу гармонии Вселенной и Вечности Змию Уроборосу (в Вуду его называют Дамбалла — старейший из Лоа, Великий Змей), заглатывающему собственный хвост, указывает на гораздо более глубокую связь с древними учениями, нежели можно предположить, рассматривая Вуду только как «узкопрофильную» традицию поклонения божествам и духам. Поэтому даже признание Ватиканом религии Вуду как разновидности католицизма (1860 г.) не есть показатель того, что данная традиция привязана исключительно к этой системе. Воистину Вуду древнее и глубже не только христианства, но и многих других религиозных систем. А по мнению самих последователей данной традиции (по мнению гаитян), Вуду не только отразила аспекты религий прошлого и настоящего, но и впитала в себя лучшее, чем они представлены.

Касательно происхождения термина «Vodou». Он является гаитянским креольским словом, которое ранее упоминалось только в ряде гаитянских ритуалов.

Происходит (по одной из версий) от слова «Айизо», которое имеет отношение к таинственным силам, управляющим миром и жизнью тех, кто живет в нем. Этим словом называли представителей двух народов: Эва (Эве, родственный народностям Фон) и Арада (он же Фон), которые составляли значительное количество раннего порабощенного населения в Сент-Доминике. Хотя для территории самого Гаити характерен термин Вуду (Vodu), отражающий религию в целом.

Слово «Vodun», являясь производной от «Vodu», что означает «дух» или «божество» (в переводе с языка Фон, одного из наречий африканского государства Дагомея (Dahomey), существовавшего на протяжении 280 лет на побережье Западной Африки (территория современных Бенина и Того)). Именно там, по приданиям, как раз и находится место обитания божеств Vodun — так называемых Лоа (1оа).

Как же распространялась и трансформировалась религия Вуду?

Изначально вместе с переселенцами данная традиция перекочевала с Гаити на другие Карибские острова, получив наибольшее распространение на Ямайке и Тринидаде. Далее, попав на территорию Кубы, гаитянское Вуду трансформировалось в религию Сантерия (Santeria или «вера в святых»; эта же традиция распространена и на территории Бразилии), в которой на смену привнесенному французами католическому началу наряду с африканскими традициями пришли испанские католические тенденции. Но подобные отличия не особо разнят эти направления, поскольку все религии Карибского бассейна, имея общие корни, так или иначе в основе своей схожи, — все остальное лишь детали.

Спустя время Вуду постепенно стало перемещаться с островов на континент, обретя особую популярность в Новом Орлеане, в штате Майами, в Нью-Йоркском мегаполисе, а впоследствии и по всему миру (утверждают, что последователей данной религии на сегодняшний день более пятидесяти миллионов).

Что отличает религию Вуду от того же, к примеру, христианства (и в частности, католицизма как его ветви)? Прежде всего, гибкость. Благодаря именно гибкости Вуду имело возможность трансформироваться при переходе с одной территории на другую, от одного поколения к другому, улавливая тенденции времени и потребностей, превращаясь в уникальный в своем роде гибрид традиций.

К разновидностям культа Вуду относятся Макумба, Кандомбле, Винти, Луизианская (Новоорлеанская) Вуду и Сантерия. Религия Макумба распространена в странах Латинской Америки, — это аналог гаитянского Вуду. Кандомбле является афро-бразильской религией (ее основу составляет поклонение духам Ориша). Винти как традиционная афро-суринамская религия появилась в Южной Америке (в дальнейшем распространилась в Нидерландской империи). Луизианская Вуду более известна как Ново­орлеанская: это культурная форма афроамериканских религий, развитых западными и центральноафриканскими народами США в штате Луизиана.

Сантерия является одной из известных религий, зародившихся на территории острова Куба (кубинская Сантерия).

Если рассматривать Вуду как духовную систему, то здесь важно отметить непрерывное движение и развитие в плане формирования структуры служения широчайшему диапазону духов лоа: каждое направление данной религии постоянно обогащается новыми элементами как мировоззренческими, так и прикладными, — то есть для Вуду характерна динамика. Как религиозная система Вуду характеризуется определенной концептуальной схожестью с католицизмом, который, тем не менее, существенным образом изменен за счет слияния с африканскими и индейскими религиями. И в отличие от католицизма в Вуду не существует того, что можно было бы назвать центральной властью, — здесь каждый отдельный храм представляет собою самостоятельное и независимое объединение, что естественно отображается на самой традиции. А именно: не существует структуры, которая бы определяла ортодоксальность вероучения и контролировала. Как следствие присутствие широкого спектра вариативности в теории и практике Вуду затрудняет анализ специфики данной религии трудным.

Основные концепции Вуду

В качестве основных концепций Вуду, формирующих всю сущность этой религии, можно взять следующие утверждения:

  • Существует только один Бог (Bondye), абсолютный и несколько абстрактный (во многом аспекты Бога в традиции Вуду идентичны исламу, иудаизму и христианству).
  • Мир населен добрыми и злыми духами «лоа», от которых зависят здоровье и благосостояние каждого человека. Считается, что лоа весьма активны в мире людей, а потому могут овладевать человеком во время проведения ритуала. В то же время не каждому дано напрямую контактировать с лоа, — это доступно исключительно унганам (houngan) (колдунам-мужчинам) и мамбо (mambo) (колдуньям-женщинам) (о структуре жречества в Вуду будет сказано во второй части статьи).
  • Человеческая душа имеет две составляющие: энергия, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти, называемая gros bon ange; и ti bon ange — то, что имеет отношение к инди­видуальности, аналог Эго.
  • Возможность исцеления людей от болезней посредством обращения за помощью к лоа есть центральный и ключевой аспект религии Вуду. Именно поэтому львиная доля деятельности жрецов Вуду как раз и направлена на решение вопросов восстановления здоровья.

Неотъемлемой составляющей традиционных ритуалов являются жертвоприношения и ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов (в первую очередь барабанов). Во время обряда унганы, мамбо и бокоры (почитаются как «черные колдуны») входят в особое состояние транса и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в делах житейских, и в делах, связанных с благосостоянием (либо же просят о причинении зла в случае, если работает бокор). Это же состояние транса позволяет колдунам видеть, остались ли лоа довольны подношениями, да и ритуалом в целом (если да, то в успешности обряда можно не сомневаться, — ожидаемый результат гарантирован).

Главным объектом поклонения является Дамбалла Ведо (Damballah Wedo) или, как уже говорилось, аналог хробороса. Это источник Силы и местонахождение всех лоа, которым нет числа. В Вуду Дамбалла Ведо почитается как начало и конец всех вещей; как Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир. Это некое безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.

Несмотря на то, что численность лоа безгранична, у каждого из упоминаемых и почитаемых традицией лоа есть свой знак, свое имя и свое предназначение. Одним из главных лоа является Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba). Это аналог римского Меркурия и греческого Гермеса. Служит посредником между другими божествами и связывает лоа с жрецами (унганами и мамбо), которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

Ключевой частью ритуалов Вуду являются музыка и специальные танцы. В число основных атрибутов культа входят «митан» или «дорога богов» (высокий шест, вкопанный в землю, вокруг которого, собственно, и совершаются ритуальные действа).

Обобщая сказанное, можно с уверенностью констатировать, что религия Вуду как конгломерат, представленный «вытяжками» из разных анимистических культов, более близка к шаманизму, нежели к монотеистическим религиям, в число которых, как известно, входит и католицизм как одна из составляющих данной традиции, и к числу которых, как уже упоминалось, причислена решением Ватикана и Вуду.

Колдун вуду: история возникновения, концепция магии

Благодаря современным фильмам и художественной литературе мы воспринимаем Вуду как нечто черное, опасное, запретное. Как магию, способную лишь на проклятия, подчинение воли и манипуляцию людьми. Но реальность такова, что истинные жрецы и колдуны Вуду редко обращаются к темным ритуалам, и только в том случае, когда им самим или «клиенту» грозит серьезная опасность.

Ведь любое действие имеет противодействие. Не нужно опасаться Вуду, с ней стоит познакомиться!

Вуду — это традиционная религия африканских народов

История возникновения

Вуду — это традиционная религия африканских народов, в ряду стран (Нигерия, Того, Бенин, Гана) принята на официальном уровне. Зародилось верование в Конго еще тысячи лет назад.

Основа вудуизма — анимизм, или вера в то, что все в природе одухотворено, имеет душу. Ничто в этом мире не существует обособленно, все процессы во Вселенной взаимосвязаны.

Сегодня религия Вуду получила широкое распространение. Выделяют:

  • гаитянскую (самое ортодоксальное ответвление)
  • новоорлеанскую (луизианскую) диаспору
  • бразильскую кандомбле
  • кубинскую сантерию
  • доминиканскую диаспору.

Все современные ответвления Вуду являются результатом религиозного синкретизма, так называется смешение религиозных учений и верований в процессе исторического развития. Потому Вуду сегодня — результат симбиоза христианства, а именно католицизма, с традиционными африканскими культами.

Вуду тогда и теперь

Традиционно все религиозные обряды Вуду в племенах Африки проводились на площадях поселений, где присутствовали все члены племени. Управляли ритуалами жрецы, а сами обряды исполнялись в форме танцев и игры на традиционных музыкальных инструментах. Следовательно, в быту и в домашних условиях подобные практики не проводились.

Считалось что на ритуалах всегда незримо присутствовали призраки, духи предков, и боги.

Во времена эксплуатации рабского труда в Америке традиционное Вуду интегрировало с католицизмом, что дало начало постепенному видоизменению религии афро-американцев.

Жречество в Вуду

Самые большие диаспоры вудуизма — гаитянская и луизианская. Жречество на островах Гаити разделено по профессиональной деятельности и половой принадлежности.

Так, священник Вуду хунган и жрица мамбо отвечают за проведение религиозных ритуалов, в процессе которых они впадают в транс (одержимость) и дают предсказания от духов.

Отдельную касту вудуизме занимают колдуны или бокоры

В зависимости от уровня посвящения жрецы делятся на ранги:

  • оунси (помощник)
  • хунган (мамбо) си пвен
  • хунган (мамбо) Асогве.

Отдельную касту вудуизме занимают колдуны или бокоры. Они занимаются магией на профессиональном уровне. Называться бокором имеет право только том адепт Вуду, который прошел полноценное обучение и посвящение у жрецов.

Но в результате того, что колдуны часто пользуются злой или черной магией, мамбо и хунганы могут не признать таких адептов.

Пантеон богов

Пантеон богов и духов у вудуистов общий, но в разных ответвлениях одни почитаются больше иных.

  1. Легба или Эллегуа. Один из главенствующих богов, отвечающий за дороги и перекрестки, входы и розыгрыши. Вудуисты верят, что без позволения Легбы другим богам нет хода на Землю. Если провести параллель, Эллегуа отождествляется со святым Петром в христианстве, хранителем ключей от райских врат. Другие сравнивают бога Вуду с архангелом Михаилом или святым Антонием. Он же является прототипом Солнца, которому вудуисты поклоняются, как источнику животворящей силы.
  2. Близнецы Мараса. Невинные и капризные божества, покровительствующие детям. По легендам, это братья близнецы, дети Ошун и Шанго, погибшие в совсем юном возрасте. С приветствия Ибежи или Мараса начинаются все ритуалы.
  3. Ошун. Богиня, несущая любовь, процветание и плодородие, отвечающая за человеческие эмоции, а также воды рек и озер. К ней за помощью и защитой обращаются беременные и женщины, желающие стать матерями. Больше всего почитаема на Кубе и Гаити. В гаитянском Вуду ее знают под именем Ерзули Фреда.
  4. Локо. Дух, опекающий святыни, покровительствующий растениям, деревьям. Обладает глубокими знаниями в области фармакологии, а потому именно он дает жрецам информацию о лечебных травах. Локо всегда призывают, когда начинают лечение больного.
  5. Бонди. Всемогущий Бог. С французского bon Dieu переводят, как «добрый Бог». Его сопоставляют с христианским Богом Отцом. В Вуду считают, что Бонди отстранился от дел и перестал вмешиваться в людские дела. Наиболее почитаем на островах Гаити.
  6. Вудуисты поклоняются также Агве (хозяин моря), Дамбалаху (Большая Змея), Огуну (воин), Гуеде (проводник к загробному миру) и так далее.
Читайте также:  Как сделать вуду куклу своими руками в домашних условиях

Как видите, боги Вуду также разнообразны, как и в иных религиях. Их Пантеон всегда сравнивают со славянским Пантеоном древних Богов и Духов.

А потому учение, которое жрецы несут народу, не может быть исключительно темным и зловещим, как стращают нас современные СМИ и киноиндустрия.

Концепция магии Вуду

Магия Вуду полностью основывается на религиозных учениях и практиках. Основной упор делается на души и духов живой природы. Магические ритуалы основываются на поклонении духам Лоа и богам.

Направленное действие может оказываться на человека, его физическую или энергетическую оболочку, его удачу, богатство, здоровье и так далее.

Магические ритуалы основываются на поклонении духам Лоа и богам

Большинство обывателей, не знакомых с вудуизмом, считают, что магия чернокожих основывается на черном колдовстве. Отчасти это правда, так как африканские рабы часто использовали амулеты и куклы для наведения порчи и проклятий на своих обидчиков.

Но наравне с темной магией, в Вуду широко практикуется изготовление защитных амулетов, оберегов, заговоров на здоровье, любовь, удачу и так далее.

Бокоры, или колдуны, во время магических ритуалов впадают в транс, впуская в свое тело духов Лоа (проводники между земным и божественным). Действие это традиционно происходит под ритмичный бой барабанов.

Применение маги Вуду

Магическое воздействие, как и в любой другой волшбе, может быть направлено на исцеление и наведение порчи, возникновение истиной любви и приворот, на месть или вознаграждение. Для каждого ритуала используются свои атрибуты:

  • восковые фигуры людей, зверей, птиц
  • глиняные или тряпичные куклы (вольты)
  • корешки
  • магические травы
  • масла
  • семена
  • свечи
  • вода
  • и всегда дым.

Магия Вуду требует точного соблюдения правил и последовательности. Если нарушить порядок ритуала, перепутать ингредиенты или слова воззвания, можно добиться обратного эффекта, навлечь на себя же беду.

Колдуны современности

Вудуизм в современном мире практикуется на всех континентах и практически во всех странах. Потому и магия этого рода получает все большее распространения.

И если еще 20 лет назад в странах СНГ о Вуду знали постольку-поскольку, сегодня число колдунов растет в геометрической прогрессии.

Всегда важно отделить зерна от плевел. Так и в Вуду наравне с настоящими, прошедшими обучение и посвящение у жрецов, магами, повсеместно встречаются шарлатаны. Начитавшись умных книг, некоторые мнят себя велики колдунами.

И если вы решили искать помощи к бокора, обращайтесь только к профессионалам с большим опытом.

Огромной популярностью в России пользуется Мастер Гахан

Огромной популярностью в России пользуется Мастер Гахан. Этот колдун длительное время проживал в Западной Африке и обучался у истинных жрецов Вуду.

Мастер Гахан прошел посвящение в Республике Дагомея, ныне Бенин. Помимо этого, его приняли в Сообщество Африканских колдунов и Священный Спиритический орден.

Нынче он обладает правом передачи инициации, а также может официально проводить магические ритуалы и церемонии.

Мастер Гахан направит вашу энергию на достижение ваших же целей, будь то быстрое богатство, любовь, здоровье или общественное признание. По словам самого мага, 99% успешных людей обращались за помощью к специалистам его круга.

Колдун Вуду Дабор — ученик Мастера Гахана и один из сильнейших магов современности. Его работа основывается на диагностике энергетики человека и решении выявленной проблемы (личного или материального характера, карьерного роста, удачи, здоровья). Колдун Дабор способен влиять на обстоятельства, препятствующие личному счастью и успеху человека.

Консультации и магические воздействия выполняются как при личном контакте, так и дистанционно.

Пользуется популярностью в странах СНГ и маг Аморай, выходец с Украины. Привороты и отвороты, порча и исцеление, обряды на удачу, богатство, признание, карьеру или месть обидчикам — все это возможно с магией Вуду от колдуна Аморая.

И несолько слов на последок

Вудуизм из-за непонимания и предвзятого отношения был очернен. На самом деле ритуалы Вуду так же двойственны, как и в прочих видах магии: воздействия могут быть направлены как на благо, так и во вред.

Единственное, что отличает Вуду от других любых практик — действенность. И не стоит боятся ранее неизвестного вам, ведь уже тысячи и тысячи людей по всему миру на собственном опыте ощутили мощное влияние африканской магии.

Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду

Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби — таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов — культ вуду.

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях — Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии — церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма — лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё — всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu — «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа — он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi — закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире — Ле Гвинее.

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, — змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба — старик в соломенной шляпе и с палочкой.

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота — наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице. Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом — не христианским распятием, но перекрестком дорог. К слову, Барон Суббота — это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах. Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла — вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Франсуа Дювалье

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию — воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают — преуспел.

Мария Лаво

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду — луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно — любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил. В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию — сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию — все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.

Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю — шестую — занимают по-настоящему грозные маги.

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень — «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо — его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa — своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» — заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.

Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова — полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы — области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

«Самое страшное — это глаза. И это вовсе не игра моего воображения. То были глаза мертвеца. Но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. К этому времени я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого разумения, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: «Великий Боже, что если весь этот ужас — правда. »

— Уильям Сибрук о своей встрече
с гаитянским зомби

Вуду в массовой культуре

Родоначальник жанра фильмов о зомби с неподражаемым Белой Лугоши в главной роли. Кассовые сборы составили около восьми миллионов долларов.

Книга Уэйда Дэвиса «Змея и радуга», основанная на реальных исследованиях профессора медицины Перри Уинслоу, посвятившего большую часть жизни исследованию дурманящих препаратов, используемых в культе вуду.

«Ключ от всех дверей»

Атмосферный фильм о супружеской чете колдунов, которые почти 100 лет крадут тела чужих людей, чтобы жить вечно. Никаких научных подтверждений существования подобных ритуалов на Гаити или в Луизиане нет, поэтому достоверность оставим на совести создателей фильма.

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду.

Вуду на продажу

Вуду, как любое массовое явление, быстро обросло людьми, умеющими делать деньги. И если на Гаити местные жители опасаются торговать верованиями своих предков, в США торговцы не стесняются продавать атрибутику, культовые предметы и даже зелья для магических ритуалов вуду. Сегодня через eBay любой может приобрести себе не только куклу вуду, но и магические порошки и даже заклинания

Магия Вуду

Давайте немного проясним, чем является это загадочное вуду. Любая Магия – это нечто невероятно привлекательное, загадочное и неизведанное. Одно только упоминание приводит душу в некоторое смятение и трепет. Но когда мы слышим слово вуду, возникает ассоциация с черным колдовством, проклятиями, куклами, терзаемыми иголками, в памяти всплывают легенды о зомбировании людей.

Многие скажут, что вуду – это африканская черная магия, которая была создана для уничтожения человека, так как слышали о силе куклы вуду, которая может не просто наслать болезни, но и смерть.

Вуду – это сильная магия, но не всегда она только черная и несет с собой смерть.

Но прежде всего надо уяснить, что в первую очередь это древняя языческая религия. Основана она, как и многие другие, на поклонении духам природы, деревьям, стихиям. В ней присутствует тотемизм. И сия религия не страшнее любой другой.

С вуду связано много предрассудков, и большую роль в этом сыграл Голливуд, превратив ее обряды в некую страшную разрушающую силу. Но мало кто знает, что есть ритуалы для привлечения денег, или же обряды, которые дарят любовь.

В реальной жизни почти никто не знает, как обращаться с этим искусством. Заговоры вуду сложны, но очень сильны.

Все осложняется еще и тем, что существует огромное количество течений, которые стали уже самостоятельными направлениями, среди них есть и те, которые практиковали человеческие жертвоприношения. Каждое из них имеет свои особенности, причем религия эта столь экзотична, что многие из тех, кто предлагает магические услуги, сами не особенно разбираются, чем отличается одно от другого.

Магия белая и магия черная

Для многих магия вуду – это черная африканская магия. Куклы вуду, ритуал на смерть, таинственные заклинания, заговоры, уничтожение человека, зомби… Действительно, и такое есть. Это одна из разновидностей вуду – Petro. Как известно, магия вуду пользуется помощью невидимых духов – лоа. Они могут служить тем людям, которые согласны служить им. Духи живут в камнях или деревьях, иногда в телах животных. Все лоа подразделяются на три группы, каждой из которых посвящены свои церемонии, песни, цвета.

  • Rada лоа. Это добрые духи. Их цветом является белый цвет. Они могут помогать, выполнять те просьбы, которые не вредят другому человеку. Эти лоа не требуют больших жертв. Но и помощь их не значительна, они не очень сильны.
  • Guede лоа. Это духи мертвых. Их цветами является черный и фиолетовый. Во главе духов стоит Guede. Эти лоа очень непристойные и вульгарные. Зато они могут давать пророчества, а также шутить и советовать.
  • Petro лоа. Самыми страшными духами лоа являются духи Petro. Их цвет – красный. Они представляют месть, угрозу, смерть. Именно к ним обращается колдун, когда хочет нанести вред другому при помощи куклы вуду. Это самые агрессивные и жестокие духи. Тот, кто прочтет заклинания, обращаясь к этим духам, получит помощь в самых тяжелых делах. Rada рядом с ними – дети, они не могут сравниться по способностям и силе магии. Но эти лоа порабощают человека, помогают ему только тогда, когда он обещает служить им. Если колдун нарушает обещание, они начинают мстить.
Читайте также:  Кукла Вуду для похудения профессионально, эффективно: как сделать дома

Поэтому тем, кто решил попробовать свои силы в магии, следует задуматься, перед тем, как использовать заклинания или куклы вуду для уничтожения человека. Ваши желания, даже самые смелые мечты сбудутся, но расплачиваться придется всю жизнь. Это черная африканская магия, связанная с самыми могущественными, но одновременно самыми злыми духами. Порвать с ними потом будет не просто сложно, а невозможно. Вызывая смерть, вы тем самым соглашаетесь на вечное рабство.

Если же ваша ненависть слишком сильна, можно провести ритуал при помощи куклы, который гарантирует жертве смерть. Специалисты не советуют проводить такие обряды в домашних условиях, лучше попросить о помощи колдуна. Хотя сам ритуал выполнить не сложно. Для этого нужно по всем правилам изготовить вольт (так называется кукла вуду).

Вне зависимости от того, верите ли вы в мистику, заниматься подобными вещами, совершать ритуалы и читать заклинания ради забавы не стоит. Каждое действие и слово имеет свою энергетику; посылаемое во вселенную, оно обязательно вернется к тому, кто его породил. Хорошо когда бумерангом возвращаются любовь и счастье, но ведь ненависть, злоба и зависть тоже имеют обратный ход, ударяя чаще даже не по нам, а по нашим близким.

Опытные колдуны, обучая своих учеников, говорят их о том, что темные заклинания можно использовать только в самых крайних случаях, когда самому заклинателю или другому человеку грозит серьезная опасность. В остальных случаях проклятиями пользоваться строго запрещено, ведь кому, как не опытным магам знать о том, к каким неприятностям может привести любое совершаемое человеком зло.

Создание вольта для обряда

Магия не возможна без обрядов. Для вуду характерно создание вольта для работы.

Вольт — кукла, изображающая человека. Чтобы придать ему реальную связь, необходимо использовать что-то, принадлежащее этому человеку. Для таких целей подходят:

  • волосы;
  • ногти, зубы;
  • кусочек кожи;
  • кровь;
  • для некоторых ритуалов часть одежды человека;
  • талисманы, обереги.

Настоящая магия не разглашается. Ее владеют единицы, которые не спешат делиться своими знаниями с другими людьми. Известно, что чаще всего вольт создается из воска. Для этого необходим натуральный воск без примесей. Воск плавится на огне, а после, лепится кукла в форме человека.

Для усиления эффекта в воск подмешивают:

  • кровь или слюна мага;
  • ритуальные растения: шалфей, сок кактуса, зверобой;
  • прах умершего, возможно, другого мага.

Схематично изображается лицо. Если есть волосы, то они прикрепляются к голове. Для сексуальных привязок и приворотов кукле добавляются половые органы.

Магия Вуду раньше и сейчас

Современная магия Вуду, как религия, зародилась совсем недавно, но ее основа – традиционные верования африканских народов, существует многие тысячи лет.

В основе этой религии и магии стоят убеждения людей в том, что ничто в этом мире не существует само по себе. Люди с древних времен были уверены в том, что вселенная едина и все процессы, происходящие в ней, взаимосвязаны. Вуду говорит о том, что между жизнью человека и его смертью есть священный цикл. Когда наступает смерть, мертвый должен быть похоронен или сожжен, а его близкие и соплеменники обязаны проводить его в другой мир с честью.

Последователи Вуду поклонялись многим духам и богам, они считают, что наибольшей силой обладает Бог по имени Олорун, но человек не может познать его по причине своей незначительности. По этим же верованиям, у всего живого на нашей планете есть свой дух – защитник. В некоторых случаях, разгневанные хранители могли даже вызывать катастрофы, катаклизмы и войны, чтобы наказать непокорных людей. Именно поэтому, чтобы не пробудить гнев Богов своими неаккуратными действиями, последователи этой религии должны всегда умилостивлять духов с помощью специальных магических ритуалов.

Традиционно магия Вуду не могла быть использована в домашних условиях, ведь основными элементами любого ритуала были музыка и танцы, в которых участвовали все люди племени. Впоследствии, когда Вуду видоизменилась из-за некоторой интеграции с католичеством, и попала в Америку с африканскими рабами, изменились и основные принципы проведения подобных обрядов. Так как невольникам было запрещено собираться вместе и тем более проводить традиционные ритуалы, магия тоже видоизменилась. С тех пор Вуду – это обряд затворника, одиночки, человека, желающего изменить свою жизнь.

Нет ничего удивительного в том, что массовая культура показывает нам Вуду с не самой приятной стороны. Африканцы, находящиеся в рабстве, действительно проводили различные темные обряды, которые могли быть направлены на вызов болезни и даже смерти у своего обидчика. Такие ритуалы появились из-за того, что магия была единственным средством, которым могли ответить рабы на боль и унижения, причиненные им новыми хозяевами.

А существует ли белая магия вуду, которая поможет снять порчу, вылечить болезнь, привести в порядок общее состояние духа, поможет поверить в собственные силы и двигаться дальше? Да, с помощью магии вуду можно достичь и всего этого.

На самом деле на заре цивилизации вселенная воспринималась как некое целое. Магия вуду позволяла сопрягать каждый элемент системы с остальными. Колдун устанавливал связь куклы и нужного пациента и «отправлял» через нее свои заклятия. Причем это не обязательно были проклятия. По мнению колдунов, магия вуду может использоваться в самых разных целях, часто они делали фигурки и на самого себя, призывая удачу. Основным моментом является способность сконцентрироваться и направить сгусток энергии в нужное русло.

Ритуалы магии вуду в домашних условиях

Многие знахари используют старинные обряды, чтобы выполнить просьбы своих пациентов. Некоторые из этих обрядов легко выполнить в домашних условиях.

Существует много литературы, в которой описывается магия вуду. В домашних условиях людям предлагается выполнить вполне доступные ритуалы, которые могут существенно изменить их жизнь. На самом деле истинное таинство – это целое искусство, которым могут владеть лишь единицы. Но если опустить эту общедоступность, то белая магия – это искусство исцеления, снятие порчи, заговоры на успех.

В домашних условиях важнее всего основательно подготовится, очистить разум, сконцентрироваться, тогда ритуал получит необходимую энергетическую подпитку.

При организации ритуала понадобится и дополнительный инвентарь. Кукла вуду – это не единственный атрибут, который следует подготовить. В первую очередь магия эта связана с огнем, поэтому каждый ритуал сопровождается зажиганием свечей, цвет которых подбирается под каждую ситуацию. Так, белые свечи символизируют духовность и чистоту, желтый цвет отвечает за память и интеллектуальные способности, оранжевый – амбициозность и карьера. Красный цвет стандартно символизирует силу и мужество, энергию и сексуальное влечение. Коричневый обозначает земные блага, розовый обычно используется для приворотов — это нежность, романтика. Зеленый способствует заклинаниям на удачу, а голубой – на вдохновение. Фиолетовый цвет помогает развитию психических способностей.

Любой заговор направлен на пробуждение человека. К нему взывает магия любого обряда. Для этого нужно произносить особые заговоры.

Черная ворожба

Магия Вуду – колдовство, в котором существует множество ритуалов, направленных на причинение вреда другому человеку. Такие обряды часто основаны на использовании специальной куклы. В некоторых обрядах куклу изготавливли из различных натуральных материалов, в частности, из дерева, соломы, ткани, глины, земли и т.д. Эта кукла символизирует человека, и все, что нужно сделать колдуну – установить энергетическую связь между изображением и человеком, которого оно символизирует. Когда связь будет установлена, все плохое, что маг будет делать с куклой, будет передаваться и жертве обряда.

В европейской магической традиции тоже существовали специальные колдовские куклы, которых называли вольтами. Вольт – это двойник объекта магического влияния, в отношения которого маг собирается произвести определенные действия. Поэтому можно смело говорить о том, что куклу в магии использовали в различных странах и народах, а не только в Вуду.

Чтобы ритуал с куклой был максимально эффективным, вольту нужно придать черты того человека, на которого будет направлено магическое вмешательство. Для установления сильной энергетической связи, колдуны используют в изготовлении куклы органику, принадлежащую жертве обряда, это может быть кровь, волосы, ногти, слюна, кожа и любые другие выделения человеческого организма. Если у вас найдется одежда жертвы или фотография, то их тоже можно использовать для того, чтобы усилить действие обряда. На последнем этапе создания колдовской куклы, маг нарекает ее именем своей жертвы, закрепляя тем самым энергетическую связь.

Привлечение черной удачи

Привлечь удачу может каждый. Для этого вам придется сделать свой собственный вольт. Добавьте в воск несколько капель своей крови, прикрепите прядь своих волос на голову куклы. Руки делаются с открытыми ладонями.
Для ритуала необходимо подготовить:

  • 80 тонких черных свечей;
  • монеты из разных стран;
  • мел;
  • шерстяная нить белая;
  • сама кукла вольт.

Как привлечь удачу? Ритуал проводится в полночь при полной Луне.

  • Начертите на полу широкий круг мелом. Он оградит вас от мира мертвых, но позволит пользоваться их энергией. Пока не закончите ритуал, из круга выходить нельзя!
  • Слепите вместе 40 свечей, поставьте их в круг перед собой, положите монеты.
  • Остальные 40 свечей нужно расставить по комнате так, чтобы все темные углы осветить.
  • Садитесь в круг, руки положите на колени ладонями вверх, а на них — ваш вольт.
  • Произнесите 40 раз:
    «Iam aathat iushes gaily mumhan vases tut am. Raais kulla abakaam abrakalam».

Возьмите любую монетку наугад, вдавите ее в живот вольта. Залейте монетку воском 40 горящих свечей.
Встаньте и поклонитесь. Так вы завершите ритуал, мир мертвых вернется в свои пределы, а вы сможет выйти из круга. Тушить свечи не нужно. Они должны сами прогореть до основания. Если какие-то сущности остались в вашей комнате, свет свечей уничтожит их.

Исцеление болезни перекладом на пустой вольт

С помощью этого заговора можно любую болезнь перенести на пустую куклу. Болезнь, как и магия, никуда не исчезает. Чтобы она ушла от одного существа, ее нужно перенести на другое.

Для этого ритуала нужно сделать пустой вольт. Он не содержит в себе ничьей энергии. Это кукла из воска с добавлением шалфея. Соблюдайте пол, если забираете болезнь у женщины, сделайте ей грудь, прорисуйте половые органы.

  • Свежие ребра животного — козы, коровы, свиньи, овцы;
  • обувная коробка, обклеенная черной бумагой со всех сторон;
  • белая нить;
  • лопата.

Эта магия работает с миром мертвых, так что приходите на кладбище. Чем оно старше, тем лучше.
Положите вольт на могилу человека, который носит тоже имя, что и больной. Нужно встать на колени, примотать ребро к вольту. Произносите все время:
«Iaam,Iaam (имя человека задом наперед). Sii asmagaаj. Abrakalaаm».

Вольт кладется в черную коробку, закапывается на могиле.

Таким образом вы похоронили болезнь там, где она уже никому не навредит. В следующие 24 часа нужно сжечь на костре большой кусок мяса, не меньше 1 килограмма. Это дар духам за помощь. Лучше всего выбирать мясо с кровью. Оно должно прогореть до золы.

Ритуал на любовь

Это древний магический ритуал подойдет вам в том случае, если вы уже долгое время в кого-то безответно влюблены. Важным условием проведения обряда является то, что вы должны безоговорочно верить в силу Вуду, и в силу Близнецов Ибежи-Таэбо и Каинде.

Представьте близнецов рядом с собой, предложите им сладкое угощение, закройте глаза, представьте, что духи пришли и находятся рядом, а после этого честно и во всех подробностях расскажите им о своей проблеме.

В течение следующих нескольких дней вам нужно будет продолжать подносить Близнецам сладкие угощения, и однажды вы почувствуете, что ситуация с вашей безответной любовью благополучно разрешилась.

Вуду — не вуду: история африканской магии


Исследование
«Паранормальные явления»

Вуду — комплекс колдовских и магических практик, основанных на традиционных анимистических верованиях африканских аборигенов. В результате освоения Африки европейцами это обобщённое название вошло в широкое употребление. Считается, что слово «вуду» происходит от слова Vodun, что на языке фон означает «дух». Самиздат разбирается, откуда есть пошло вуду.

Первые подробные сведения о вере и культуре африканских народов получены именно от христианских миссионеров и колонизаторов, которые придали всей африканской культуре зловещий оттенок, что впоследствии облегчило этические проблемы работорговли. Позже возникшие не на пустом месте стереотипы перекочевали в века просвещённые и получили своё толкование в научных институтах.

Как пишет авторитетный английский исследователь Грин Лоуренс в своём этнографическом очерке, вышедшем в 1966 году: «Европейцы, долгие годы прожившие в тропической Африке бок о бок с колдовством, не раз отмечали, что „в колдовстве заключается нечто большее, чем кажется с первого взгляда“. Иначе говоря, они невольно признаются в своей вере в чёрную магию. Если бы они серьёзно разобрались в каждом загадочном случае, то вместо магии увидели бы жестокость». Эта цитата — наглядная демонстрация того, как местное колдовство и ритуальное поведение по обыкновению приравнивались западными миссионерами к чёрной магии. Впрочем, сложившийся порядок вещей постепенно менялся по мере того, как удовлетворялись корпоративные интересы колонизаторов, рассматривавших африканский континент исключительно в качестве источника полезных ископаемых и сырьевых ресурсов. С этих пор Африка стала представлять и туристический интерес. Путешественники, исследователи-любители и профессиональные учёные хлынули в Африку в поисках экзотики. В конечном итоге открылось, что Африка вовсе не так однородна и проста, какой её долгое время пытались представить.

Согласно традиции, источником магической силы колдуна вуду являются всякого рода духи — элементали (вроде союзников у Кастанеды). Желая установить с ними связь и получить силу, колдун приносит им жертвы. Но, как правило, духи сами выбирают того, с кем им предстоит иметь дело. В этом случае колдовскую силу могут унаследовать отпрыски колдуна, если он успевает передать её им до того, как умрёт. Если же нет, то он долго и трудно умирает, о чём вскоре узнаётся в его родном селении — так как его смерти может предшествовать череда загадочных явлений вроде попадания молнии в крышу. Колдун имеет возможность наделять силой предметы, после чего они начинают обладать магическими свойствами и могут приносить пользу или вред — в зависимости от того, какие цели преследует колдун. Когда европейцы столкнулись с верой аборигенов в предметы силы, то прозвали их фетишами.

Часто колдунов (или бокоров) считают злыми за их мрачность и отстраненность, хотя старожилы знают, что это всё от нелёгкой работы по избавлению от порчи, сглаза, проклятий, телесных и психических недугов, которые также полагаются следствием применения чёрной магии. Настоящим же чёрным магом человек становится в том случае, если устанавливает и налаживает контакт с инфернальными демоническими существами, после чего его глаза приобретают кроваво-красный оттенок.

Как и прочие магические традиции, колдовская практика вуду зиждется на вере в симпатическую магию: на её базе работали не только вудуисты, но и, например, известный средневековый врач и алхимик Парацельс. Симпатическая связь подразумевает, что микрокосм (человек, носитель сознания) и макрокосм (планеты и звёзды) пребывают в постоянном взаимовоздействии. Эта незыблемая связь установлена и между некоторыми элементами, из которых состоит человеческий организм: отдельные телесные субстанции, такие как кровь, волосы, ногти, сохраняют невидимую связь с телом после отделения. Воздействуя на эти субстанции определённым образом, чёрный маг может влиять на жизнь того, кому они принадлежат: подчинять своей воле, насылать болезни или даже убить. Также считается, что некоторые природные вещества и материальные объекты способны сохранять и накапливать энергетические заряды, вкладываемые в них колдуном. К ним относятся некоторые кристаллы, соли, сахар, воск (именно поэтому кукла вуду делается из воска). Передать заряд предмету можно и посредством его инвольтации. Для этого маг может использовать обыкновенные нити, сделанные из натуральных материалов, которые он наматывает на подручные предметы, находясь в изменённом состоянии сознания. После этого он должен незаметно подбросить заряженный предмет в место, где находится объект магического воздействия — например, под порог дома.

Предполагается, что традиционные африканские верования, частью которых является вера в магию и колдовство, возникли вследствии разделения племенных общностей по социальному и хозяйственному укладу на три категории: охотников-кочевников, земледельцев-скотоводов, а также политически и социально организованные народы Северной и Северо-Восточной Африки. Появление в дальнейшем специфических земледельческих и охотничьих культов вытекает из продиктованного образом жизни племён мироощущения. Африканские племена нуждались в благосклонности высших сил, в качестве которых вне зависимости от социального и хозяйственного уклада рассматриваются природные явления, стихии, различные духи природы, иерархии пантеистических божеств и демонов, обитающих везде и всюду. В свою очередь социальное расслоение — вместе с обрядами, обычаями, табу, ритуалами и колдовскими практиками — возникло из-за необходимости наладить с высшими силами прочные взаимоотношения. В результате в племенных общностях выделяются и обособляются касты служителей культов, шаманов — жрецов различных рангов, занимающихся профессиональным поиском покровительства высших сил. Часто служители культов образовывали тайные союзы. Интересны и своеобразны обязанности, которые возлагались на наместников высших сил. У земледельцев-скотоводов, пребывающих в постоянной зависимости от изменений климата, наиболее существенным считалось умение вызывать дожди, как, например, у народностей банту и туркана. Народ гирьяма при долгом отсутствии дождей имел обыкновение собираться у могилы шаманки Мбодзе, вызывавшей при жизни дожди. По поверью, Мбодзе улетела на небо во время грозы.

В некоторых народностях жреческая обязанность возлагалась на вождя. Фрезер описывал племена, проживавшие вблизи озера Виктория: прямой обязанностью вождей укусумы и лоанго было вовремя доставлять племени ливни — невыполнение грозило изгнанием. Наиболее удачливые получали в качестве платы скот: количество голов было как бы послужным списком вождя-жреца.

Читайте также:  Вуду: действие для уничтожения человека, как управлять с помощью куклы

У племён с более сложной социальной организацией наиболее востребованными оказывались способности регулировать социальные взаимоотношения. Повсеместное распространение среди таких племён обрели «суды силы». Обычно подобные судебные разбирательства выглядели так: обвиняемому или одной из сторон спора давали выпить напиток, приготовленный судьёй-жрецом. Если после этого с выпившим ничего не происходило, он автоматически признавался правым. В жизни племени азанде значительную роль играли предсказания, и личный прорицатель вождя имел большое влияние: выносил приговоры по делам, связанным с применением колдовства, и защищал от него членов племени.

Но всё же наибольшую известность и славу африканские колдовские практики имеют из-за чёрной магии, часто ассоциируемой с вуду. Доктор Гарвардской медицинской школы Уолтер Кеннон в своей статье «Смерть от вуду» обратил внимание на тот факт, что, начиная с 1587 года, случаи смерти от чёрной магии фиксируются и весьма подробно исследуются очевидцами. Причём в подавляющем большинстве случаев смерть жертвы колдовства наступает очень быстро, «будто жизненная сила вытекает из неё, как вода». Рациональное объяснение этого феномена усматривается в огромной внушаемости туземцев, узнававших, что на них наслали смерть. В доказательство этого приводятся документированные случаи успешного лечения при помощи плацебо людей, мнивших себя жертвами колдовства.

Но аборигены полагают иначе. Согласно верованиям народности ваньякуса, тёмная сила содержится в желудке некоторых людей и напоминает по форме питона. Она имеет наследственную природу, но иногда может быть передана. Племена азанде верят, что эта сила представляет собой иглообразное образование на краю печени, которое со временем растёт вместе с силой колдуна. Многие африканские племена убеждены, что у колдунов имеется энергетический двойник, который вторгается в чужие сны и крадёт жизненную силу спящих, иногда вместе с подельниками. Вред, который может нанести колдун, очень разнообразен, но, как правило, главной целью является основная валюта — жизненная сила, имеющая множество названий. Для африканцев чёрная магия — неотъемлемая часть повседневности. Например, у южно-камерунских пангве и коси имеется обычай вскрывать трупы с целью обнаружения признаков колдовства, которое могло стать настоящей причиной смерти.

Колдун вуду: история возникновения, концепция магии

Группа энтузиастов пишет справочник про вуду, возможно кому-то будет интересно для общего развития.
Выкладываю только общую часть, так как текст и так слишком большой.

Вуду – (англ. Voodoo) — традиционная африканская религия, имеющая статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке. Например, вуду практикуется населением эва живущим на юге и востоке Ганы и в южной и центральной части Того, кабье, мина и фон южного и центрального Того, Бенина и (под другим наименованием) йоруба в юго-западной части Нигерии.

Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской (негритянской) диаспоры. в Новом свете, как, например, гаитянская вуду (англ. Voodoo, Vodun, Vodoun, кандомбле (англ. Vodum) в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с христианством африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.

В вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.

Хунган (священник) и мамбо (женщина-священник) — собственно жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости.

Бокор (колдун) — человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду.

Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.

Унси (Hounsi) — помощник, примерно сопоставимый с католической должностью министранта.

Хунган си пвен (Houngan Si pwen) или мамбо си пвен (Mambo Si pwen).

Хунган Асогве (Houngan Asogwe) или Мамбо Асогве (Mambo Asogwe).

Вуду включает два основных типа божеств: Бондьё (Bondye) и лоа (Lwa).

Бондьё — это высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским образом Бога. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бондьё отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu, что означает «добрый Бог».

Лоа — это божества более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бондьё от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.

По информации, дошедшей до нашего времени, магический культ Вуду зародился в 1750-1785 годах в одном из самых загадочных и мистических мест земного шара – острове Гаити. Сказать точно, когда появился первый шаман Вуду нельзя. Об этом приходится лишь догадываться по упоминаниям из старых книг. Одно из таких упоминаний встречается в произведении, датированным 1750 годом. Но уже из этого скудного кусочка информации становится ясно, что колонизаторы того времени действительно боялись магии Вуду и старались не сталкиваться с ее последователями.

Точного перевода слово Вуду, по-видимому, мы тоже уже никогда не узнаем. Но, скорее всего, это понятие очень близко к словосочетанию «негритянский волшебник». Основная трудность в определение истоков слова заключается в том, что разные африканские народы по-разному произносят его. Так, можно услышать слова Valdo, Vo, Vodu, Vaudois и даже совсем непохожее Waldenses.

Наибольшая заслуга в развитии культа Вуду принадлежит племенам Ливии, Анголы, Малаки и Эфиопии. Именно они расширили пантеоны Лоа в Вуду. Лоа представляет собой особую духовную энергию, способную мыслить и приходить в мир людей. Важно понимать, что магия Вуду это не безумный шаманизм, а определенная система, имеющая прочную основу. И разрушить начала религии Вуду уже не сможет никто.

Сегодня в Вуду сформировалось два направления преподавательского течения: Бокор и Бабалаво. Первое обычно называют черным священником, а второе – белым или отцом тайного познания. К сожалению, по незнанию многие люди считаю Бокора настоящим злом для всех последователей и уж тем более противников магии Вуду. Действительно, первое впечатление от него лишь негативное. Кажется, что он не совершает ничего положительного. В действительности же все не так просто. Дело в том, что и Бокор и Бабалово используют как положительную, так и негативную практику ритуалов. Конечно, это с человеческой точки зрения – на уровне духов все гораздо сложнее. Главным отличием этих двух священников является то, что Бокор более замкнут в себе, тогда как Бабалаво открыт для окружающих и чаще идет на встречу людям, просящим его о помощи.

Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго целых 6 000 лет назад. Слово “вуду” происходит из языка фон, на котором оно означает “священный”, “дух” или “божество”. Другие слова, используемые в Вуду сегодня, также пришли из языков фон и Конго. Например, жрицу Вуду часто называют «мамбо» или «манбо». Это – комбинация слова из языка фон, обозначающего “мать” или “магический амулет” и слова из языка Конго, означающего “целитель”.

Королевство Фон было расположено в том месте, которое является теперь южным Бенином, некоторые антропологи именуют его “колыбелью Вуду.” Сегодня приблизительно 30 миллионов человек также практикует Вуду в Того, Гане, Бенине и других странах северо-западной Африки. [источник: Национальное Общественное Радио: Радио-Экспедиции]. Вуду – также является официальной религией Бенина, где целых 60 % жителей – последователи этого культа [Источник: Би-Би-Си].

Так как Вуду – прежде всего устная традиция, не имеющая письменного оформления, то имена богов, так же как и названия некоторых специфических особенностей различных ритуалов, могут изменяться в различных областях или от поколения к поколению. Однако африканское Вуду имеет несколько повсеместных характерных признаков независимо от того, где люди его практикуют. Наряду с верой в многочисленных богов и одержимости духами, они включают в себя:

– Ритуалы или предметы, которые имеют свойство давать магическую защиту:

– Жертвоприношения в виде животных, которые используются для выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения благодарности;

– Использование фетишей или предметов, в которых заключена сущность или сила конкретного божества;

– Ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые костюмы и маски;

– Ритуальная музыка и игра на музыкальных инструментах, особенно барабанах;

– Предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений, например, при бросании шелухи от семян или падении камня определенного цвета с дерева

– Ассоциации от цветов, пищи, растений и других явлений с определенным лоа и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.

Многие из этих признаков, особенно почитание духов предков, многобожие, и важная роль музыки и танца, являются характерными и для других африканских религий. Таким образом, Вуду во многом походит на остальные традиционные африканские верования. Многие ритуалы являются частично празднованиями, частично религиозными службами, имеющими как основной компонент ритмичную музыку, танцы и песни. Большинство ритуалов проводятся в условиях естественного пейзажа, на фоне рек, гор или деревьев. А посредством художественного оформления и освящения, некоторые обычные предметы, например, таких как горшки, бутылки или части убитых животных, становятся священными и используются в совершении ритуалов.

В различных областях Африки люди, которые хотят стать духовными лидерами в сообществе Вуду, могут поступить в религиозные центры, которые во многом походят на монастыри. В некоторых таких сообществах посвященные символически умирают, проводя три дня и три ночи в полном уединении прежде, чем их вновь возвращают во внешний мир. Потом они изучают ритуалы, цвета, пищевые продукты и предметы, связанные с тем или иным божеством, а так же учатся общаться с лоа. Духи имеют различные воплощения и различные требования к последователям, точно также как боги в древнегреческих и древнеримских мифах.

У некоторых людей Вуду ассоциируется со злом, но многие из его ритуалов, даже те, которые включают в себя жертвоприношения в виде живых животных, имеют в своих корнях уважение, мир с природой. Религиозные лидеры становятся лидерами и в обществе, обеспечивая руководство и улаживание споров. Духовные лидеры также часто осуществляют медицинское обслуживание в форме народной медицины. Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей работы помощи и заботе о других людях. Проклятия, колдовство и заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо» (Это особое отдельное течение Вуду, практикуемое намеренно на причинение зла и исповедуемое отдельными последователями). Однако большинство антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны, известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и как «ботоно», в зависимости от ситуации.

Эта африканская форма Вуду – предшественница остальных, распространившихся на Гаити и других частях Западного полушария. Районы Африки, где Вуду особенно процветало, это области, через которые проходил наиболее оживленный людской трафик во времена работорговли. Торговля рабами принесла Вуду и в Америку.

Вуду, прежде всего – это религия. На Гаити она является доминирующей. Многие из практик и описаний религии Вуду могут показаться нам суевериями, но в этом случае, вообразите, чем могут показаться верования христианства людям, которые ничего не знают об этом. Расскажите им о Троице или о Воскресении, или присутствии Иисуса в евхаристии. Любые из этих проявлений, в которые безоговорочно верят ревностные христиане, наверняка покажутся не менее суеверными тому, кто совсем незнаком с Христианством. Таким образом, нельзя не признать, что Вуду – религия Гаити, и к этому относятся очень серьезно не только неграмотные крестьяне. Многие интеллигентные и образованные члены гаитянского общества также искренне верят в Вуду, как и немецкие профессора богословия в свое Христианство.

Наиболее фундаментальные понятия гаитянского культа Вуду:

Есть только один Бог, Бондье. Он очень похож на Бога Ислама, Иудаизма и Христианства.

Есть три важных категории других духовных существ:

1. «Лоа» – это различные духи членов семьи, а так же духи главных сил вселенной – добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни. Лоа взаимодействуют с людьми на земле. Иногда они “входят” в людей во время религиозных церемоний, и посылают им сообщения, а так же влияют на то, какие события случаются с людьми, хорошие или плохие.

2. Близнецы. Любопытный и довольно таинственный набор сил, противоречащих друг другу: добро и зло, веселье и грусть и т.д. Если время от времени почитать их во время религиозных служб, то они будут помогать притягивать к вам положительные стороны жизни.

3. Мертвые. Главным образом души собственных членов семьи, которые умерли, но еще не были “воскрешены” семьей. Игнорируемый семьей мертвец – опасен, почитаемый и имеющий постоянное внимание со стороны семьи – очень полезен для нее.

Центральный и ключевой аспект Вуду – это лечение людей от болезней. Лечебные действия составляют, вероятно, 60 % всей деятельности священников Вуду. Целители лечат травами, заклинаниями (с помощью Лоа и других духов) и, в настоящее время, даже пользуются западной медициной.

Духовенство Вуду состоит в равной степени из мужчин («гунганов») и женщин («мамбо»). Их функции:

– совершение религиозных церемоний с целью вызвать или умиротворить духов;

– совершение обрядов инициирования новых священников;

– предсказывание будущего и толкование снов;

– составление заклинаний и создание защитных чар;

– приготовление зелий для различных нужд: (от любовных , до смертоносных).

За выполнение любой из них они могут получить плату. Но могут и не получать. Это зависит от самого священника. (Заметьте, что это подобно плате, которую мы иногда отдаем раввинам, муллам и священникам)

В 1804 году Наполеон вторгся в Испанию, вынудив тысячи людей бежать на Кубу. В это же время примерно 10 тысяч беженцев с Кубы и Гаити прибыли в Новый Орлеан, принеся с собой свои традиции vodou, которые добавились к африканским традициям уже существующим в Новом Орлеане. Именно в это время сформировалось креольское Вуду и появились несколько известных королев Вуду и докторов Худу. Это были такие как мадам Титит, Док Ya Ya, Вайо Джон, Дон Педро, Санита Деде и Мари Салоп. Однако самая известная и влиятельная из них это Мари Лаво. Мари Лаво сделала для поддержания интереса к Вуду три важных вещи. Сначала она объединила африканских богов Вуду с католическими святыми. Например; святой Петр – это Легба, святой Михаил – это Белый Дани, святой Иоанн – Шанго. Второе, она упростила и стандартизировала ритуалы и инструменты Вуду. И третья вещь, которую она сделала – она сделала креольское Вуду законным бизнесом. Люди теперь могли купить любое число кукол Вуду и гри-гри за доступную цену. И многие из них были рады заплатить до 10 тысяч долларов за ритуал самой Мари. В дополнение ко всему этому, она воскресила культ Радужного Змея (Дамбала Ведо), известный в Новом Орлеане, как Великий Зомби.

Когда Мари Лаво исполнилось 70 лет, она удалилась на покой, передав свое дело дочери Мари Лаво II, которая продолжила традиции своей матери. Считается, что вторая Мари похоронена на кладбище святого Луи №1 в семейном склепе, рядом со своими отцом и матерью. Через некоторое время вудуисты стали применять ее ритуалы в своей практике, упростив их. Многие короли и королевы Вуду создавали и свои ритуалы. Однако общей характеристикой креольского Вуду является поклонение папе Ла Бас, папе Легба, почитание духов предков, гадание, элементы католицизма, работа с травами, куклы Вуду и мешочки гри-гри.

Две разновидности Вуду

Существуют два изначальных вида Вуду:

1. Рада – это Вуду семейных духов, а также Вуду относительно мирных и счастливых Лоа.

2. Петро, которое распространено в некоторых районах Конго. Это – черная магия Вуду, Вуду сердитых, недоброжелательных, опасных Лоа. Это течение Вуду имеет дело с опасными проявлениями магии, включая смертельные проклятия, создание зомби и проведение диких сексуальных оргий.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: по подсчетам ученых фактически 95 % обрядов Вуду, (если не больше) – это разновидности Рада. Таким образом, захватывающие рассказы о черной магии Вуду, вполне реальны, но, тем не менее, чрезвычайно редки. Петро – это не типичная разновидность Вуду, но все же она действительно существует.

Строение человека согласно религии Вуду:

Люди имеют одно тело и две души:

– pti-bon-ange (маленький добрый ангел). Эта разновидность души подобна совести в Западном понимании.

– gros-bon-ange (большой добрый ангел). Эта разновидность подобна понятию «душа» в Западных теориях о строении человека, но душа в вудуистком представлении в гораздо большей степени отделена от тела, чем в западных теориях. Например, когда человек предстает перед Божьим судом, то именно gros-bon-ange представляет его как личность и отвечает за все поступки человека.

Лоа призваны служить людям, однако у них есть свои любимцы, которые лучше других принимают и угощают их. Чтобы они проявили себя, необходим особый порядок приема. Одержимость, инициация и мистический брак являются формами особого внимания со стороны лоа. Поскольку близость с ними помогает человеку узнать свою судьбу, он может избежать опасностей.

Культ вуду допускает личное обращение к лоа, которым поклоняются у домашнего святилища, представляющего собою маленький алтарь. В умфро каждый жрец имеет точно обозначенное протоколом место для приема лоа. Там ставятся свечи, с помощью которых вызывают своего лоа, а также изображения католических святых. Чтобы воздавать почести семейным лоа или принять инициацию, адепт присоединяется к религиозному братству, являющемуся сообществом служителей одного из умфро.

Храмы вуду создавались, конечно же, в рабовладельческий период, но в недоступных для белых местностях, населенных марронами. Вот один из первых примеров так называемого лаку: в большом дворе или внутри строения, в котором жили вместе несколько семей, выбирался патриарх, одновременно служивший религиозным главой. В небольшой хижине, в которой поддерживался постоянный порядок, содержались предметы культа лоа.После объявления независимости в 1804 году бывшие рабы начали сооружать свои храмы по всей стране. Но поскольку вуду не стал официально признанным культом, его основные центры стали размещаться в деревнях, а также на окраинах столицы или других больших городов.

Ссылка на основную публикацию